ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-194/2021 от 30.06.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0038-03-2021-000406-69

Дело № 21-194/2021 судья Орёл Ю.А.

РЕШЕНИЕ

30 июня 2021 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора открытого акционерного общества «Ж.К.Х.Р.» Б.П.П. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхнее-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 29 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Ж.К.Х.Р.»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхнее-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Л.П.Н. от ДД.ММ.ГГГГ открытое акционерное общество «Ж.К.Х.Р.» (далее – ОАО «Ж.К.Х.Р.», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 8-16).

Решением судьи Московского районного суда г. Твери от 29 апреля 2021 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ОАО «Ж.К.Х.Р.» Б.П.П. - без удовлетворения (л.д. 172-185).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, директор ОАО «Ж.К.Х.Р.» Б.П.П. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда изменить, переквалифицировав вмененное правонарушение с части 11 статьи 8.2 КоАП РФ на статью 8.5 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы, со ссылкой на абзацы 2, 3 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а также имеющиеся в материалах дела протоколы состояния почвы, атмосферного воздуха и воды, которые указывают на проведение мониторинга состояния и загрязнение окружающей среды на полигоне ТБО, полагает, что вмененное обществу административное правонарушение образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, а не частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ. Не оспаривая несвоевременность предоставления в территориальный орган Росприроднадзора отчета (до ДД.ММ.ГГГГ), указывает о ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязанностей, которые были возложены на него договором. Утверждает, что протокол об административном правонарушении, не отвечает требованиям законности, так как фактически был составлен государственным инспектором Р.А.И. с участием защитников, действующих по доверенности в интересах общества, а в протоколе указано, что он составлен государственным инспектором Л.П.Н. с указанием о его составлении в отсутствие законного представителя юридического лица и без указания защитников. При рассмотрении дела представитель общества также присутствовал, однако об этом указание в постановлении о назначении наказания также отсутствует (л.д. 191-194).

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника С.Ю.В., действующую по доверенности в интересах ОАО «Ж.К.Х.Р.», поддержавшую жалобу по доводам в ней изложенным, и пояснившую, что процессуальные права предусмотренные статьями 25.1, 25.5 КоАП РФ ни при составлении протокола, ни при рассмотрении дела должностными лицами им, как защитникам общества, не разъяснялись, прихожу к следующему.

Согласно части 11 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ОАО «Ж.К.Х.Р.» (ОГРН , ИНН ) является организацией, осуществляющей эксплуатацию объекта размещения отходов, полигона твердых бытовых отходов (полигон ТБО) включенного в государственный реестр объектов размещения отходов за и в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), пунктов 6, 22, 26, 27 Положений о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. № 467, пунктов 2, 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденному Приказом Минприроды Российской Федерации от 04 марта 2016 г. № 66, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано представить отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды по объекту размещения отходов.

Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды ОАО «Ж.К.Х.Р.» по объекту размещения отходов предоставило ДД.ММ.ГГГГ, что явилось основанием для составления старшим государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхнее-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ (л.д. 77-81) и вынесения постановления о назначении наказания от ДД.ММ.ГГГГ

Оценив имеющиеся в деле доказательства, судья районного суда пришел к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица.

Вместе с тем с постановленными по делу решениями нельзя согласиться.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

На основании статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 ст. 1.6 КоАП РФ).

Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.

Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 КоАП РФ следует, что в целях реализации гарантий права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При этом согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

По смыслу части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ

Из материалов дела следует, что ОАО «Ж.К.Х.Р.» надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 26-29).

ДД.ММ.ГГГГ в Верхне-Волжское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ОАО «Ж.К.Х.Р.» поступил Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды по объекту размещения отходов (л.д. 73).

Из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что законный представитель ОАО «Ж.К.Х.Р.» на составление протокола не явился, данные о том, что при его составлении принимали участие защитники общества С.Ю.В., З.Л.А, которым бы разъяснялись процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1, 25.5 КоАП РФ материалы дела не содержат.

Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении, предоставленным административным органом, перед протоколом об административном правонарушении вшиты доверенность от ДД.ММ.ГГГГ исх. , подписанная директором ОАО «Ж.К.Х.Р.», на представление интересов общества С.Ю.В. (л.д. 31), доверенность от ДД.ММ.ГГГГ исх. , подписанная директором ОАО «Ж.К.Х.Р., на представление интересов общества по делам об административных правонарушениях З.Л.А (л.д. 32), а также письменные пояснения С.Ю.В. по обстоятельствам вмененному обществу правонарушению от ДД.ММ.ГГГГ исх. (л.д. 34-35). Данных о том, что указанные документы направлены обществом по почте или сданы в административный орган через отдел, обеспечивающий прием корреспонденции, отсутствуют.

Перед постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в деле об административном правонарушении вшиты доверенности выданные директором ОАО «Ж.К.Х.Р. на представление интересов общества по делам об административных правонарушениях З.Л.А от ДД.ММ.ГГГГ исх. (л.д. 217), С.Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. (л.д. 218), а также письменные возражения на протокол от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 219-220). Сведений о том, что данные документы поступили от общества по почте или сданы в административный орган через отдел, обеспечивающий прием корреспонденции, материалы дела не содержат.

В постановлении о назначении наказания указано, что дело рассмотрено в отсутствие законного представителя общества, объективных данных о том, что дело рассмотрено должностным лицом с участием защитника общества, которому разъяснялись процессуальные права, не имеется.

Из объяснений старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхнее-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Л.П.Н., данных в судебном заседании суда первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, следует, что протокол об административном правонарушении и постановление о назначении наказания вынесены им, но он не помнит, присутствовали ли представители ОАО «Ж.К.Х.Р.» при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления, так как прошло много времени.

При изложенных обстоятельствах, с учетом положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, прихожу к выводу, что должностное лицо административного органа фактически допустило защитников ОАО «Ж.К.Х.Р.» к участию в деле об административном правонарушении, но при этом в нарушение требований части 3 статьи 28.2 КоАП РФ не разъяснило положения статьи 25.1, 25.5 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении права общества на защиту.

На основании изложенного, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован должностным лицом при вынесении постановления.

Изложенным доказательствам и доводам жалобы судьей первой инстанции надлежащая оценка не дана.

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхнее-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 29 апреля 2021 г., вынесенные в отношении ОАО «Ж.К.Х.Р.» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.11 КоАП РФ, в отношении ОАО «Ж.К.Х.Р.» подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу директора ОАО «Ж.К.Х.Р.» Б.П.П. удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхнее-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 29 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Ж.К.Х.Р.» отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены обжалуемые акты.

Судья И.В. Яшина