Дело № 21-194/2022
Судья Никитин А.И.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
17 мая 2022 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 11-47 от 22 декабря 2021 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 февраля 2022 года, вынесенные в отношении директора ООО «Тусдорстрой» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 11-47 от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 февраля 2022 года, директор ООО «Тусдорстрой» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить, считая их необоснованными и незаконными, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что ООО «Тусдорстрой» не осуществляет виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поскольку шламонакопитель для сухих солей (инв. № 19543) и шламоотстойник № 5 (инв. № 24681) выведены из эксплуатации 1 июля 2017 года ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии актом о выводе основного средства эксплуатации от 30 декабря 2016 года и, соответственно, с момента вывода эксплуатации прекращается использование данных шламонакопителя и шламоотстойника по прямому назначению, предусмотренному технологией обезвоживания образующихся осадков при очистке сточных вод, так как в них прекращается складирование образующихся осадков при очистке сточных вод. Считает, что постановку на учет объектов НВОС, сданных в аренду, должен осуществлять собственник объекта НВОС, если иное не определено договорными отношениями.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав ФИО1, подержавшего доводы жалобы, мнение должностного лица ФИО2 об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с возмещением экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (части 2, 3 статьи 16.4 Закона №7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки, проведенной в соответствии с решением заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 октября 2021 года, установлено, что ООО «Тусдорстрой» на территории г. Новочебоксарск Чувашской Республике ведёт работы по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге - Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ТУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии. Работа осуществляется в соответствии с техническим заданием, приложенным к Государственному контракту от 30.06.2020 № 30 (идентификационный код закупки №) и проектной документацией. Объекты рекультивации расположены по адресу: <адрес>. Находятся на одной промышленной площадке в 750 м на юг от реки Волга, на ее правом берегу, и на расстоянии 1,75 км от русла реки Цивиль.
Шламонакопитель для сухих солей (инв. № 19543), состоящий из трех площадок №№ 5, 6, 7 (общей площадью 12,6712 га), и шламоотстойник №5 (инв. № 24681), состоящий из двух площадок (общей площадью 10,6383 га), включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за номерами 21-00013-Х-00592-250914 и 2100013-Х-00592- 250914 в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№. Объекты рекультивации представляют собой ёмкости, замкнутые по периметру ограждающими и разделительными дамбами.
Проектная документация «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. № 19543) и шламоотстойника № 5 (инв. № 24681) ТУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии (далее - Объекты рекультивации), получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по ПФО от 27.11.2018 № 1641. Проектом рекультивации предусмотрен комплекс мероприятий по технической и биологической рекультивации объектов, направленных на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волга.
В результате хозяйственной деятельности Общества осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: диоксид азота, оксид азота, углерод черный (сажа), оксид углерода, серы диоксид, керосин.
При земляных, планировочных и погрузо-разгрузочных работах происходит пыление. В атмосферу поступают взвешенные вещества и пыль неорганическая (SiC? 70-20%).
ООО «Тусдорстрой» оказывает негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем проверкой установлено, что ООО «Тусдорстрой» плату за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленную по итогам 2020 года, не позднее 1 марта 2021 года не внесло.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «Тусдорстрой» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.
Факт совершения директором ООО «Тусдорстрой» ФИО1 вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, в частности: протоколом об административном правонарушении № от 10 декабря 2021 года, актами внеплановой выездной проверки от 10 ноября 2021 года №, актом освидетельствования скрытых работ № от 30 июля 2021 года, протоколом лабораторных исследований № от 6 июля 2018 года, заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв.№) и шламоотстойника № (инв.№) ГКП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии» от 27 ноября 2018 года и другими.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности директора ООО «Тусдорстрой» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы заявителя об отсутствии обязанности по внесению платы по тем мотивам, что объект «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. № 19543) и шламоотстойника № 5 (инв. № 24681) ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду при выполнении работ по Государственному контракту от 30.06.2020 № 30 не поставлен, о том, что при выполнении означенных работ данный объект в соответствии с установленными критериями относится к объектам IV категорий, судом второй инстанции не принимаются.
По смыслу Закона № 7-ФЗ обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду возникает у хозяйствующего субъекта исходя из факта такого воздействия при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте НВОС (за исключением деятельности исключительно на объектах IV категории), а не из факта постановки объекта НВОС на государственный учет.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (далее - Критерии).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 6 Критериев осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV Критерии, относится к III категории.
Согласно пункту 7 Критериев основанием для отнесения объекта к IV категорий является наличие одновременно следующих критериев:
1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 настоящего документа);
2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Ссылаясь на Раздел 8 проектной документации объект «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. №) и шламоотстойника № (инв. №) ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии заявитель указывает, что данный объект в силу пункта 7 Критериев относится к объектам IV категории, и таким образом, обязанность по исчислению и внесению платы за НВОС у Общества в соответствии со статьей 16.1 Закона № 7-ФЗ отсутствует.
Вместе с тем предусмотренная пунктом 7 совокупность для объекта отсутствует.
В частности, из материалов дела следует, и это признано ФИО1, что согласно договору безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики от 28.08.2020 №, ООО «Тусдорстрой» предоставлены земельные участки, на которых расположены шламонакопитель и шламоотстойник, для выполнения работ по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда.
Из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. №) и шламоотстойника № (инв. №) ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии» следует, что от шламонакопителя и шламоотстойника происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферу аммиака, сероводорода, метана, формальдегилда, углеводородов С6-С10, углеводородов С12-С19, которые отнесены ко II классу опасности.
Таким образом, Обществом осуществлялась хозяйственная деятельность на объекте, который в соответствии с подпунктом 5 пункта 6 Критериев относится к III категорий.
При таких обстоятельствах, вопреки утверждению заявителя, невнесение Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в установленный срок в полном объеме, в том числе вследствие неправильного применения законодательства, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Несогласие автора жалобы с оценкой доказательств и выводами должностного лица и судьи районного суда не может служить основанием к отмене проверяемых по делу актов.
Порядок и годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 11-47 от 22 декабря 2021 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 февраля 2022 года, вынесенные в отношении директора ООО «Тусдорстрой» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев
Решение16.06.2022