ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-195-18 от 20.12.2018 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Демьяновская Н.А. Дело № 21-195-18

Р Е Ш Е Н И Е

20 декабря 2018 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев дело по жалобе АО "Липецкая городская энергетическая компания" на постановление должностного лица ГУ МЧС России по Липецкой области от 6 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и решение судьи Советского районного суда г.Липецка от 7 ноября 2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора г.Липецка по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности по г.Липецку УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области от 6 сентября 2018 года АО "Липецкая городская энергетическая компания" (далее АО "ЛГЭК") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.

Согласно постановлению, уровень водоотдачи сети наружного противопожарного водоснабжения на участке эксплуатационной ответственности АО "ЛГЭК" не обеспечивает необходимый уровень давления в сети пожарного водоснабжения ООО "Предприятие Управляющая компания" <адрес> (склад нефтепродуктов "Рудник") и <адрес> (здание котельной "Центролит"), что было выявлено 25 апреля 2018 года по результатам проверки.

Решением судьи Советского районного суда г.Липецка от 7 ноября 2018 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе АО "ЛГЭК" просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи, указывая на недоказанность вины предприятия. Доводы жалобы сводятся к тому, что пожарные гидранты ООО "Предприятие Управляющая компания", в которых был зафиксирован пониженный уровень водоотдачи, расположены на бесхозяйном участке водопроводной сети вне зоны балансовой принадлежности и ответственности предприятия. Также в жалобе указано на следующие процессуальные нарушения:

- в нарушение "Методики проверки противопожарного водоснабжения на водоотдачу" и СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы" АО "ЛГЭК" не уведомлялось о дате и сроках проведения испытаний;

- примененные при проведении испытаний технические средства не соответствуют требованиям раздела 2 "Методики проверки противопожарного водоснабжения на водоотдачу" по количеству (применено три технических средства из предусмотренных Методикой тринадцати);

- экспертные заключения ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" не содержат подробных сведений о результатах проведенных испытаний и установленных параметрах;

- замеры в районе котельной "Центролит" по адресу: <адрес>, свидетельствуют об отсутствии отклонений относительно установленных норм давления;

- в нарушение пункта 4 статьи 29.10 КоАП РФ обжалуемое постановление не содержит указания на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Выслушав представителей АО "ЛГЭК" Воронину В.И. и Андреенко М.И., поддержавших жалобу, допросив свидетелей, изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6,6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на.. . юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно статье 38 ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно пункту 2 статьи 63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения (далее также Закон № 123-ФЗ).

Согласно пункту 68 статьи 68 Закона №123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.

В соответствии со статьей 126 Закона №123-ФЗ пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещение зданий и сооружений.

В соответствии со статьей 127 Закона 123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Согласно пунктам 3.2 и 3.6 Свода правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" гидрантом является техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой. Под водопроводной сетью понимается совокупность водопроводных линий (трубопроводов) для подачи воды к местам потребления.

Статьей 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" определены, в частности, следующие понятия:

- водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением сооружений, используемых также для теплоснабжения;

- абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, определяющее значение для отнесения конкретной водопроводной линии (участка) к водопроводной сети является наличие технологической взаимосвязи, в том числе, посредством легального присоединения, позволяющей обеспечивать водоснабжение абонента во исполнение договора водоснабжения.

При этом надлежащее давление воды в пожарных гидрантах, являющихся принадлежностью водопроводной сети, должно обеспечиваться ее собственником (титульным владельцем), с учетом отнесения данного технического устройства к объектам эксплуатационной ответственности организации водоснабжения.

Согласно пункту 5 статьи 8 ФЗ "О водоотведении и водоснабжении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водоотводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем, в силу статьи 127 Закона 123-ФЗ, пунктов 3.2 и 3.6 Свода правил СП 8.13130.2009, установленные на сетях наружного водопровода пожарные гидранты являются самостоятельными специальными техническими устройствами, и обеспечение их надлежащей эксплуатации в части нормативной водоотдачи не связывается со статусом соответствующего участка водопроводной сети (имеет титульного владельца или бесхозяйный).

Случаи самовольного пользования централизованной системой водоснабжения и (или) самовольного технологического присоединения под действие указанных норм не подпадают, однако соответствующие понятия определены "Правилами холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, и к данному делу такие случаи отношения не имеют.

Как видно из материалов дела, 12 марта 2014 года между АО "ЛГЭК" и ООО "Предприятие Управляющая компания" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с указанным договором АО "ЛГЭК" обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (пункт 1.1).

Граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и гарантирующей организации определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении №1 (пункт 1.2).

Гарантирующая организация обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов (пункт 4.1.2).

Гарантирующая организация обязана в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения уведомлять органы местного самоуправления и структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на ее водопроводных сетях (пункт 4.1.12).

Согласно статье 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к существенным условиям договора водоснабжения, в частности, относятся:

- режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);

- границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные при признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.

В соответствии с вышеназванными "Правилами холодного водоснабжения и водоотведения" "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

Исходя из содержания договора водоснабжения, заключенного между АО "ЛГЭК" и ООО Предприятие "Управляющая компания", с учетом статьи 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также вышеприведенных норм законодательства о пожарной безопасности, гарантирующая организация обязана обеспечивать такой уровень давления воды в месте присоединения, который достаточен для нормативной водоотдачи пожарных гидрантов системы пожаротушения абонента.

При этом место расположения пожарного гидранта может не совпадать с местом присоединения участка водопроводной сети абонента.

Согласно пункту 8.15 СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 26 апреля 1993 года №18-10, свободный напор сети противопожарного водопровода при пожаре следует принимать: при охлаждении резервуаров стационарной установкой - по технической характеристике кольца орошения, но не менее 10 метров на уровне кольца орошения; при охлаждении резервуаров передвижной пожарной техникой - по технической характеристике пожарных стволов, но не менее 40 метров.

На основании собранных доказательств, которым дана надлежащая оценка, по делу правильно установлено, что по вине АО "ЛГЭК" уровень водоотдачи сети наружного противопожарного водоснабжения не обеспечивал необходимый уровень давления в сети пожарного водоснабжения ООО "Предприятие Управляющая компания" в районе дома №16 по ул.Ангарская г.Липецка (склад нефтепродуктов "Рудник") и в районе владения №50 по ул.Юношеская г.Липецка (здание котельной "Центролит").

Факт правонарушения подтвержден, в частности, актом проверки от 25 апреля 2018 года, фототаблицей, копией акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон договора водоснабжения, экспертными заключениями ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ от 25 апреля 2018 года №1 и №2, копией договора водоснабжения.

Нарушение было выявлено в процессе проверки, проведенной прокуратурой Советского района г.Липецка совместно с органом пожарного надзора, на основании экспертных заключений ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ от 25 апреля 2018 года.

Согласно заключению ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ №1 от 25 апреля 2018 года, по результатам испытаний водоотдача сети наружного противопожарного водоснабжения объекта "склад нефтепродуктов "Рудник" ООО "Предприятие "Управляющая компания" по адресу: г.Липецк, ул.Ангарская, д.16, составила 4 метра, что не обеспечивает необходимый расход воды на наружное пожаротушение (10 метров) и не удовлетворяет требованиям пункта 8.15 СНиП 2.11.03-93.

Согласно заключению ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ №2 от 25 апреля 2018 года, по результатам испытаний водоотдача сети наружного противопожарного водоснабжения объекта "здание котельной "Центролит" по адресу: <адрес>, также составила 4 метра (вместо нормативных 10 метров).

Основания для критической оценки экспертных заключений отсутствуют, поскольку они выполнены специалистами специализированного экспертного учреждения, содержат достаточное описание проведенных исследований, указание на примененное специальное оборудование, ссылки на методику и расчеты водоотдачи.

Доводы представителей АО "ЛГЭК" о том, что причиной недостаточной водоотдачи пожарных гидрантов является понижение давления воды за счет их удаления от места присоединения водопроводной трубы абонента или отсутствия у абонента повышающего насоса, опровергаются экспертными заключениями и показаниями экспертов в суде.

В частности, согласно показаниям эксперта Зыбина П.В., единственной причиной недостаточного давления в пожарных гидрантах являлось недостаточное давление в сетях АО ЛГЭК, и расстояние от точки присоединения до первого пожарного гидранта, составлявшее примерно 50-100, на потерю давления не влияет. Гидранты находились в исправном состоянии, и признаки понижения в них давления воды за счет действий абонента отсутствовали. Пожарные гидранты предназначены только для забора воды пожарными машинами, и повышающие давление насосы для них не требуются. Нормальным являлось бы давление в проверенных пожарных гидрантах 1 атмосфера, и для обеспечения такого давления повышающие насосы не требуются.

Доводы представителей АО "ЛГЭК об использовании ненадлежащих технических устройств при проверке пожарных гидрантов несостоятельны, поскольку указанная выше Методика предусматривает полный перечень технических устройств, которые могут использоваться про производстве проверок, но не обязывает использовать их по полному перечню во всех случаях.

Поскольку причиной недостаточной водоотдачи пожарных гидрантов в сети наружного противопожарного водоснабжения абонента явилось недостаточное давление воды в месте присоединения, вывод о наличии состава вмененного административного правонарушения является правильным.

Доводы представителей АО "ЛГЭК" об отсутствии состава административного правонарушения противоречат вышеприведенным нормам права, и их иное толкование не может повлечь отмену обжалуемых актов.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и (или) решения судьи не допущено.

Административное наказание назначено в пределах санкции, срока давности, и является минимальным.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление должностного лица ГУ МЧС России по Липецкой области от 6 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении АО "ЛГЭК", и решение судьи Советского районного суда г.Липецка от 7 ноября 2018 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья Букреев Д.Ю.