Судья Шурова И.Н. Дело № 21-195-АК-2021 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е
4 июня 2021 года г. Курск
Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – контрактного управляющего ОБПОУ «Курский педагогический колледж» Грибова Ю.Ф. на решение судьи Промышленного районного суда г.Курска от 11 марта 2021 года, вынесенное по жалобе Грибова Ю.Ф. на постановление заместителя председателя комитета - начальника управления контроля в сфере закупок комитета финансово-бюджетного контроля Курской области Гапоновой И.Ю. №03.4-03.1-02/042/2020 от 01.12.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении должностного лица - контрактного управляющего ОБПОУ «Курский педагогический колледж» Грибова Юрия Федоровича,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя председателя комитета - начальника управления контроля в сфере закупок комитета финансово-бюджетного контроля Курской области Гапоновой И.Ю. №03.4-03.1-02/042/2020 от 01.12.2020 года контрактный управляющий ОБПОУ «Курский педагогический колледж» Грибов Ю.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.
Решением судьи Промышленного районного суда г.Курска от 11 марта 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, просит решение судьи районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – контрактного управляющего ОБПОУ «Курский педагогический колледж» ФИО1, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.103 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
Согласно п.10 ч.2 ст.103 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в реестр контрактов включаются информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта).
В силу ч.3 ст.103 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части второй настоящей статьи информацию в федеральный исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст.94 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя, в том числе, оплату заказчиком поставленного товара.
Согласно п.12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее - Правила ведения реестра контрактов), заказчики направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информацию о заключении и исполнении контракта, в течение пяти рабочих дней с даты заключения и исполнения контракта для внесения в реестр контрактов.
Частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющиегосударственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом ОБОУ СПО «Курский педагогический колледж» №97 от 28.03.2014 года ФИО1 назначен ответственным за осуществление закупок (контрактным управляющим), в обязанности которого, в том числе входит осуществление полномочий, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе размещение сведений о заключении и исполнении договора.
20 декабря 2019 года заказчиком - ОБОУ СПО «Курский педагогический колледж» заключен договор №03442000287190000070001 с ООО «КанцАйленд» на сумму 39321,00 руб. на поставку бумаги копировальной в листах.
Заказчик должен был направить информацию о заключении договора в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, для внесения в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора, то есть, не позднее 27 декабря 2019 года. Информация о заключении договора фактически направлена заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, - 13 января 2020 года, то есть, на 10-й рабочий день.
26 декабря 2019 года заказчиком исполнен договор от 20.12.2019 года №03442000287190000070001 на сумму 39321,00 рублей (оплачен полностью п/п от 26.12.2019 года №10488).
Заказчик должен был направить информацию об исполнении договора в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, для внесения в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты исполнения договора, то есть, не позднее 10 января 2020 года.
Информация об исполнении договора фактически направлена заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, - 14 января 2020 года, то есть, на 7-й рабочий день.
В нарушение требований ч.3 ст.103 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п.12 Правил ведения реестра контрактов, заказчик направил в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, информацию о заключении и об исполнении договора от 20.12.2019 года №03442000287190000070001 с нарушением установленных законодательством сроков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения контрактного управляющего ОБПОУ «Курский педагогический колледж» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: данными протокола об административном правонарушении от 12.11.2020 года; договором на поставку бумаги копировальной в листах от 20.12.2019 года; информацией официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, сведениями об исполнении государственных контрактов; платежным поручением №10488 от 26.12.2019 года; товарной накладной от 24.12.2019 года; приказом ОБОУ СПО «Курский педагогический колледж» от 28.03.2014 года №97; письменными объяснениями ФИО1; сведениями из ЕИС; протоколами выявленных несоответствий; уведомлением о прохождении контроля, а также иными материалами административного дела, которым в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Принимая решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении без изменения, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Вместе с тем принятый по делу судебный акт подлежит изменению.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16 июля 2009 года N 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).
Таким образом, при выборе конкретной меры наказания, в том числе и освобождения от ответственности, должна быть установлена соразмерность характера и строгости санкции, предусмотренной законом, конкретным обстоятельствам дела. Административный орган обязан не только установить формальное соответствие содеянного деяния тому или иному составу административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с Правилами осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1367 (далее - Правила осуществления контроля), действовавшими до 13 августа 2020 года, и утвержденным приказом комитета финансов Курской области от 22 ноября 2016 года № 95н Порядком взаимодействия при осуществлении контроля комитетом финансов Курской области с субъектами контроля, указанными в пункте 4 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 года № 1367 (далее - Порядок взаимодействия), действовавшим до 3 сентября 2020 года, направляемая мною от имени ОБПОУ «КПК» для размещения в ЕИС информация о заключении договора (контракта) первоначально попадала не в соответствующий орган федерального казначейства, а в комитет финансов Курской области, выполняющий в отношении ОБПОУ «КПК», как заказчика, являющегося бюджетным учреждением Курской области, функции органа контроля и осуществляющий контроль данной информации на предмет ее соответствия требованиям, установленным ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе.
При этом комитет финансов Курской области имел право осуществлять контроль информации, подлежащей размещению в ЕИС (включая время формирования протокола о ее соответствии либо несоответствии требованиям ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе), в течение 3-х рабочих дней со дня ее направления на согласование заказчиком (п.п. 14, 15 Правил осуществления контроля, п. 10 Порядка взаимодействия).
Из имеющейся в материалах дела распечатки информации из реестра контрактов ЕИС (с сайта http://zakupki.gov.ru) по вышеуказанной закупке, сведения о заключенном с ООО «КанцАйленд» договоре были первоначально «направлены на контроль» в понедельник 30 декабря 2019 года, т.е. на шестой рабочий день или всего лишь на один день позже установленного действующим законодательством срока.
Данная информация дважды 30 и 31 декабря 2019 года не проходила контроль комитета финансов Курской области (главным образом по причине несоответствия идентификационного кода закупки (ИКЗ) в договоре от 20 декабря 2019 года ИКЗ данной закупки, указанной в других документах), что подтверждается также имеющимися в материалах дела копиями протоколов выявленных несоответствий № 101 от 30 декабря 2019 года и № 104 от 31 декабря 2019 года.
В связи с опиской, допущенной при указании ИКЗ в договоре от 20 декабря 2019 года между ОБПОУ «КПК» и ООО «КанцАйленд» было заключено дополнительное соглашение № 1 к указанному договору.
Причем 13 января 2020 года является не днем направления информации о заключении ОБПОУ «КПК» договора с ООО «КанцАйленд», а днем ее размещения в ЕИС. При этом, информация об исполнении вышеуказанного договора не могла быть направлена в федеральное казначейство до размещения в ЕИС первоначальной информации (информации о заключении договора).
Таким образом, по делу установлено, что ФИО1 направил в орган федерального казначейства информацию о заключении и исполнении одного (единственного, заключенного в 2019 году договора) с незначительным нарушением установленного действующим законодательством срока.
При этом, принятие ФИО1 всех необходимых мер по исправлению допущенного нарушения, причем сразу же после его совершения (задолго до того, как данное нарушение было выявлено контрольным органом в сфере закупок), свидетельствует об отсутствии в его действиях пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей.
В рассматриваемом случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное ФИО1 деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах постановление заместителя председателя комитета - начальника управления контроля в сфере закупок комитета финансово-бюджетного контроля Курской области ФИО2 №03.4-03.1-02/042/2020 от 01.12.2020 года и решение судьи Промышленного районного суда г.Курска от 11 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении должностного лица - контрактного управляющего ОБПОУ «Курский педагогический колледж» ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ прекращению ввиду малозначительности административного правонарушения, с объявлением ФИО1 устного замечания.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
Р Е Ш И Л А:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя председателя комитета - начальника управления контроля в сфере закупок комитета финансово-бюджетного контроля Курской области ФИО2 №03.4-03.1-02/042/2020 от 01.12.2020 года и решение судьи Промышленного районного суда г.Курска от 11 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении должностного лица - контрактного управляющего ОБПОУ «Курский педагогический колледж» ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Курского областного суда ФИО3