Судья: Скрипкина Е.Ю. Дело № 21-195
<адрес> ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
09 июля 2015 года <адрес>
Судья <адрес> областного суда ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО2 на решение судьи Ленинского районного суда <адрес> от 14 мая 2015 года, вынесенные по жалобе ФИО3 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>№ от 30 марта 2015 года в отношении начальника службы по работе на рынках тепловой энергии ООО «<адрес> ТСК» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>№ от 30 марта 2015 года начальник службы по работе на рынках тепловой энергии ООО «<адрес> ТСК» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда <адрес> от 14 мая 2015 года постановление должностного лица отменно и производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поступившей в <адрес> областной суд, руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО2 ставится вопрос об отмене решения судьи.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав ФИО3 и его защитника по доверенности ФИО4, возражавших против доводов жалобы, полагаю решение судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья обязан всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства дела и разрешить его в соответствии с законом.
Однако указанным требованиям закона решение судьи от 14 мая 2015 года не отвечает.
Федеральный закон от 23.<адрес>2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон «Об энергосбережении») регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых, энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжением которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно части 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой тепловой энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемой воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений. В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию, при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений независимо от наличия обращений, управляющих организаций либо собственников жилых помещений.
Из материалов дела следует, что 05.02.2015 года Государственной жилищной инспекцией <адрес> в адрес УФАС по <адрес> передано заявление КРОД «Народное ЖКХ» с жалобой на действия ООО «<адрес> ТСК», выразившиеся в неправомерном отказе от установки в многоквартирном доме № № по <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии.
Теплоснабжение жилого дома № № по <адрес> в соответствии с договором на снабжение тепловой энергией в горячей воде № от 09.01.2013г. осуществляет ООО «<адрес> ТСК».
26.11.2014 года к генеральному директору ООО «<адрес> ТСК» обратились собственники квартир дома № по <адрес> с заявлением об установке прибора учета расхода тепловой энергии.
27.11.2014 года генеральным директором ООО «<адрес> ТСК» ФИО5, в адрес одного из лиц, обратившихся с заявлением 26.11.2014 года – ФИО6, направлено сообщение об отказе в установке прибора учета расхода тепловой энергии. Заявителям указано, что для установки прибора учета расхода тепловой энергии им необходимо обратиться в ООО «Управляющая компания <адрес>».
11.12.2014 года к директору ООО «Управляющая компания <адрес>» ФИО7 обратилась собственник квартиры № дома № по <адрес> ФИО6 с заявлением об установке общедомового прибора учета расхода тепловой энергии.
24.12.2014 года главным инженером ООО «Управляющая компания <адрес>» ФИО8 в адрес ФИО6, направлено сообщение об отказе в установке прибора учета расхода тепловой энергии. Заявителю указано, что для установки прибора учета расхода тепловой энергии им необходимо обратиться в ООО «<адрес> ТСК».
ООО «<адрес> ТСК», являясь ресурсонабжающей организацией, в силу положений частей 9, 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в их взаимосвязи, несет обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет; при этом оно обязано было предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
Частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» до 01 июля 2013 года (в отношении, в том числе жилых многоквартирных домов в части оснащения их коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды и тепловой энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (ресурсоснабжающие организации), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 01 июля 2013 года (в отношении в том числе жилых многоквартирных домов в части оснащения их коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды и тепловой энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Административное правонарушение, послужившее основанием для вынесения оспариваемого постановления, является длящимся административным правонарушением, так как обязанность по оснащению жилых многоквартирных домов коллективными приборами учета энергетических ресурсов не должна быть выполнена к конкретному сроку, а возложена на ресурсоснабжающие организации (в данном случае на ООО «<адрес> ТСК») в соответствие с частью 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» и в настоящее время.
Таким образом, согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу следует исчислять со дня обнаружения административного правонарушения.
Соответственно вывод судьи районного суда о пропуске антимонопольным органом срока давности привлечения к административной ответственности должностного лица сделан с нарушением закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Учитывая, что при рассмотрении дела судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи от 14 мая 2015 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья <адрес> областного суда
решил:
жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО2 удовлетворить.
Решение судьи Ленинского районного суда <адрес> от 14 мая 2015 года отменить и материалы дела возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья <адрес> областного суда ФИО1