ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-195 от 19.03.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Иванов М.В. Дело № 21–195

РЕШЕНИЕ

19 марта 2018 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Камендровском С.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области, заместителя начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Саратовской области на решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 25 января 2018 года по жалобе общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «НК «Атамановка» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области, заместителя начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 58 от 21 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ООО «НК «Атамановка»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области, заместителя начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 58 от 21 ноября 2017 года ООО «НК «Атамановка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.

Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в размещении в пластах горных пород попутных вод, а также закачки промстоков от иных юридических лиц, при отсутствии права пользования недрами с целью размещения в пластах горных пород данных вод.

Решением судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 25 января 2018 года вышеуказанное постановление изменено, действия ООО «НК «Атамановка» переквалифицированы на часть 2 статьи 7.3 КоАП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области просит об отмене решения суда первой инстанции и оставлении без изменения вынесенного постановления о привлечении ООО «НК «Атамановка» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, ссылаясь на наличие состава указанного правонарушения в силу отсутствия у ООО «НК «Атамановка» лицензии на размещение в пластах горных пород попутных вод.

Проверив законность и обоснованность постановления судьи в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 380-ФЗ) установлено, что пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 2).

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1).

В соответствии с Законом № 2395-1 недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 2395-1 одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно статье 1.2 Закона № 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Абзацем 5 статьи 9 Закона № 2395-1 предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона № 2395-1).

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (часть 4 статьи 11 Закона № 2395-1).

Из материалов дела следует, что ООО «НК «Атамановка» была выдана лицензия СРТ НЭ, путем переоформления ранее выданной ОАО «Нефть» лицензии, с целевым назначением и видами работ – для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр, расположенном в Саратовском районе Саратовской области.

Частью 3 статьи 19.1 Закона № 2395-1 предусмотрено, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, в границах предоставленных им в соответствии с комментируемым Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья.

Данные положения позволяют пользователю недр в границах горных отводов, предоставленных для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществлять размещение указанных вод в пластах горных пород в соответствии с утвержденными техническими проектами без необходимости получения отдельной лицензии.

Изменяя постановление должностного лица, суд первой инстанции исходил из того, что вмененные обществу действия следует квалифицировать по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ как нарушение условий лицензирования.

Данный вывод суда первой инстанции следует признать ошибочным, поскольку в качестве объективной стороны вменяемого правонарушения должностным лицом было указано на размещение ООО «НК «Атамановка» в пластах горных вод попутных вод, объем которых превышает объем промышленной воды, образовавшийся в результате разработки Атамановского месторождения, что, по мнению должностного лица, свидетельствует о закачке ООО «НК «Атамановка» промстоков от иных юридических лиц, и, при отсутствии отдельной лицензии на использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, при разрешении вопроса о правомерности привлечения ООО «НК «Атамановка» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного вышеуказанной частью статьи 7.3 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Указывая на размещение попутных вод вследствие закачки промстоков от иных юридических лиц, должностным лицом в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ данный вывод сделан исключительно на основании данных об объемах фактически добытой нефти, образовавшейся промышленной жидкости и объеме жидкости, фактически размещенной в пластах горных пород, при этом в ходе рассмотрения дела не был установлен круг этих иных юридических лиц, размещение промыслово-сточных вод которых было, по мнению должностного лица, осуществлено ООО «НК «Атамановка». Таким образом, вывод о закачке в подземные горизонты промвод, образовавшихся от деятельности иных юридических лиц, материалами дела не подтверждаются, а для размещения помвод, образовавшихся от деятельности ООО «НК «Атамановка» в связи с добычей углеводородов, отдельного лицензирования не требуется.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии доказательств, объективно свидетельствующих о виновности ООО «НК «Атамановка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

В силу пункта 3 статьи 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в четвертом абзаце пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 25 января 2018 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области, заместителя начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 58 от 21 ноября 2017 года, вынесенные в отношении ООО «НК «Атамановка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое судебное постановление.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 25 января 2018 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области, заместителя начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 58 от 21 ноября 2017 года, вынесенные в отношении ООО «НК «Атамановка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Судья Т.Е. Шмидт