Судья Третьяков А.Ф. дело № 21-1957/2020 РЕШЕНИЕ г. Самара 10 декабря 2020 года Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Коммунсервис» по доверенности ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Самары от 15 октября 2020 года, которым оставлено без изменения постановление административной комиссии Кировского района г.о. Самара № 781 от 19.08.2020 года о признании юридического лица ООО «УК «Коммунсервис» к административной ответственности по ст. 2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», У С Т А Н О В И Л: Постановлением административной комиссии Кировского района внутригородского района г.о. Самара № 781 от 19.08.2020 юридическое лицо- ООО «УК «Коммунсервис» привлечено к административной ответственности по ст. 2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, защитник ООО «Коммунсервис» по доверенности ФИО1 обратилась в суд с соответствующей жалобой. По результатам рассмотрения жалобы, 15 октября 2020 года судьей Кировского районного суда г.Самары вынесено указанное выше решение. В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, ФИО1 ссылается на незаконность и необоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом в обоснование своей жалобы указывает, что покос травы на территории, границы которой определены договором управления, производился Обществом 06.08.2020 года, то есть на момент составления протокола, свои обязательства ООО «Коммунсервис» исполнило. Постановление Администрации Кировского внутригородского района г.о.Самара № 28 от 14.04.2020 года «О дополнительных требованиях пожарной безопасности на территории Кировского внутригородского района г.о.Самара в весенне-летний пожароопасный период 2020 года» имеет рекомендательный характер. Просит состоявшееся по делу решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения. Проверив представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам. Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ). Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Согласно 2.1.15 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», нарушение установленных на период действия особого противопожарного режима дополнительных требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Самарской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Согласно п.п. 8.1 п.8 постановления Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара № 28 от 14.04.2020 «О дополнительных требованиях пожарной безопасности на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара в весенне-летний пожароопасный период 2020 года», рекомендовано руководителям предприятий, учреждений, организаций, иным юридическим лицам, независимо от формы собственности, общественным объединениям и частным предпринимателям принять исчерпывающие меры по недопущению складирования мусора, травы, листьев, веток и порубочных остатков более суток на закрепленной территории, а так же по своевременному скашиваю травы и недопущению сжигания в пожароопасный период листвы, травы, бытовых отходов и другого горючего мусора. Согласно пункту 52 статьи 2 Правил благоустройства придомовая территория - территория, внесенная в технический паспорт жилого дома и (или) отведенная в установленном порядке под жилой дом и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения. Придомовая территория жилых домов включает в себя: территорию под жилым домом, внутриквартальные проезды и тротуары, озелененные территории ограниченного пользования, площадки для игр и спорта, площадки для отдыха населения, площадки для временной стоянки транспортных средств, площадки для хозяйственных целей, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены в соответствии с настоящими Правилами (пункт 53 статьи 2 Правил благоустройства). На основании пункта 3 статьи 3 Правил благоустройства физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория представляет собой территорию общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы, которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 4 Правил благоустройства предусмотрено, что в целях закрепления территории в городском округе для содержания и благоустройства границы прилегающих территорий устанавливаются путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории либо путем определения границ прилегающей территории соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между администрацией внутригородского района (уполномоченный орган) и собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом (далее - соглашение). В этом случае приложением к соглашению будет являться карта- схема прилегающей территории. Границы прилегающей территории устанавливаются путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения, при отсутствии заключенного соглашения (пункт 2 статьи 4 Правил благоустройства). Границы территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, не имеющим ограждающих устройств, определяются по периметру от фактических границ указанных зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 4 Правил благоустройства). Границы прилегающей территории определяются в периметре, образуемом путем отступа в метрах от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения (п.4 ст.4 Правил благоустройства): на территориях жилых зон, территориях общего пользования - 10 м от внешней границы объекта. В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «УК «Коммунсервис» на основании лицензии и договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии с требованиями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, от 11.03.2020 года осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом 14 «А» по Землянскому проезду в г.Самара. Основанием для привлечения ООО «Коммунресурс» к административной ответственности, предусмотренной ст.2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», послужили те обстоятельства, что 05.08.2020 в 16 часов 05 минут и 06.08.2020 в 16 часов 08 минут по адресу: <...>, ООО «Коммунресурс», являясь лицом, уполномоченным собственником помещений в многоквартирном доме допустило нарушение установленных на период действия особого противопожарного режима дополнительных требований пожарной безопасности, предусмотренных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области в части неисполнения требований п.п. 8.1 п.8 постановления Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара № 28 от 14.04.2020 «О дополнительных требованиях пожарной безопасности на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара в весенне-летний пожароопасный период 2020 года», а именно не обеспечило своевременное скашивание травы на территории, прилегающей к многоквартирному дому, чем нарушило ст. 2.1.15 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». 19.08.2020 года административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара вынесено постановление о привлечении ООО «Коммунресурс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.1.15 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей Рассматривая жалобу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности выводов административного органа о нарушении требований юридическим лицом пп.8.1 п.8 Постановления Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара № 28 от 14.04.2020 года «О дополнительных требованиях пожарной безопасности на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара в весенне-летний пожароопасный период 2020 года», и на основании чего признал в действиях ООО «Коммунресурс» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Вместе с тем, с выводом должностного лица и судьи первой инстанции согласиться нельзя в силу следующего. Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Требования к содержанию постановлений, выносимых по делам об административных правонарушениях, содержатся в статье 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, в нем должны быть указаны все обстоятельства, установленные при его рассмотрении. Тем самым данные нормы гарантируют права участников производства по делам об административных правонарушениях и выполнение задач данного производства (статья 24.1 названного Кодекса). Диспозиция ст. 2.1.15 Закона Самарской области от 01.11.2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», является отсылочной (бланкетной) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в случае выявления фактов нарушения которых данные нормы должны быть приведены в постановлении о привлечении к административной ответственности, в противном случае описание события вменяемого административного правонарушения нельзя признать полностью соответствующим требованиям названного Кодекса. Постановлением Администрации Кировского внутригородского района г.Самара №28 от 14.04.2020 года О дополнительных требованиях пожарной безопасности на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара в весенне-летний пожароопасный период 2020 года», рекомендовано руководителям предприятий, учреждений, организаций, иным юридическим лицам, независимо от формы собственности, общественным объединениям и частным предпринимателям принять исчерпывающие меры по недопущению складирования мусора, травы, листьев, веток и порубочных остатков более суток на закрепленной территории, а так же по своевременному скашиваю травы и недопущению сжигания в пожароопасный период листвы, травы, бытовых отходов и другого горючего мусора (пп.8.1 п.8). Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» выражается в нарушение установленных на период действия особого противопожарного режима дополнительных требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Самарской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области. Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами жалобы, что указанные в п.8.1, п.8, п.9 Постановления Администрации Кировского внутригородского района г.Самара №28 от 14.04.2020 года О дополнительных требованиях пожарной безопасности на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара в весенне-летний пожароопасный период 2020 года», мероприятий, невыполнение которых вменяется ООО «Коммунресурс», носят рекомендательный характер, в связи с чем, их невыполнение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.2.1.15 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», поскольку объективную сторону данного административного правонарушения образует невыполнение требований пожарной безопасности, а не рекомендаций. В рассматриваемом случае материалы дела, а именно протокол об административном правонарушении, не содержат ссылку на норму права, предусматривающие обязанности по соблюдению дополнительных требований пожарной безопасности, в течение определенного срока. Однако, судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вышеуказанные обстоятельства судом не приняты во внимание. Суд апелляционной инстанции полагает, невыполнение обществом рекомендаций по обеспечению своевременного скашиванию травы на территории, прилегающей к многоквартирному дому, указанных в пп.8.1. п.8 вышеуказанного постановления, а не требований пожарной безопасности, не образует состав правонарушения, предусмотренного ст.2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». Таким образом, в действиях ООО «Коммунресурс» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара от 19.08.2020 года №781 и решение Кировского районного суда г. Самары от 15 октября 2020 года, вынесенные в отношении ООО «Коммунресурс», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», подлежат отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деяниях ООО «Коммунресурс» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Таким образом, постановление административного органа, решение судьи районного суда по делу об административном правонарушении подлежат отмене, а производство по делу прекращению, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Жалобу представителя ООО «Коммунресурс» ФИО1 – удовлетворить. Постановление Административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара от 19.08.2020 года №781 и решение Кировского районного суда г. Самары от 15 октября 2020 года, вынесенные в отношении ООО «Коммунресурс», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», - отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.1.15 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в отношении ООО «Коммунресурс» прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Судья Самарского областного суда (подпись) О.В. Чемерисова . |