Дело № 21-195/2019 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 22 апреля 2019 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», поданную защитником Потёмкиной Н.Г., на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго»,
установил:
Постановлением начальника управления экологии Департамента недропользования и экологии Тюменской области № 10/УЭ-19 от 24 января 2019 года юридическое лицо - акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (далее по тексту также – АО «Тюменьэнерго») привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2019 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба АО «Тюменьэнерго» оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласно АО «Тюменьэнерго», которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд защитником Потёмкиной Н.Г., просит решение судьи районного суда от 25 марта 2019 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ представляет совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, при этом Положением о комплексном заказнике регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 11.09.2006 г. № 206-п (далее по тексту также - Положение) предусмотрено по согласованию с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с лесохозяйственным регламентом и лесным планом, а также рубок при создании охранных и санитарно-охранных зон линейных сооружений в установленном законодательством порядке. Считает, что производство работ по расчистке охранных зон высоковольтных линий для предупреждения авариных ситуаций, в том числе, лесных пожаров, не является нарушением законодательства, в том числе, установленного режима государственного природного заказника. На момент составления протокола об административном правонарушении АО «Тюменьэнерго» вывезло все порубочные остатки с территории заказника. В адрес АО «Тюменьэнерго» копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении, а также копия определения о продлении срока административного расследования не направлялись. Должностные лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области не выезжали в Абалакский природно-исторический комплекс.
На жалобу АО «Тюменьэнерго» поступили возражения Департамента недропользования и экологии Тюменской области в лице представителя ФИО1, в которых она полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника АО «Тюменьэнерго» Потёмкину Н.Г., просившую об удовлетворении жалобы, заслушав представителя Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1, просившую в удовлетворении жалобы отказать, нахожу решение судьи районного суда от 25 марта 2019 года отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в Департамент недропользования и экологии Тюменской области поступило сообщение ИП ФИО2 № 62 от 19.09.2018 г., оказывающего услуги по обеспечению сохранности природных комплексов и компонентов на территории заказника «Абалакский природно-исторический комплекс», содержащее указание на нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Поскольку указанное сообщение содержало данные, указывающие на наличие нарушений требований ст.ст. 23, 24 Федерального закона от 14.03.1995. г № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п.п. 3.1, 3.4.2.1. Положения, государственным инспектором Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО3 правомерно, в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, было вынесено определение от 21.09.2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, и о проведении административного расследования, в ходе которого было установлено, что 19.09.2018 года в районе д. Епанчина на территории заказника «Абалакский природно-исторический комплекс» находились три работника АО «Тюменьэнерго», которые осуществляли вырубку подлеска под линией электропередач, при этом указанные работы, по результатам которых на территории заказника остались порубочные остатки, с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области согласованы не были. После выполнения работ территории заказника не была очищена от отходов (порубочных остатков), указанные отходы были ликвидированы в период между 13 и 19 ноября 2018 года. При этом заявка № Т8/01/2423 на согласование вышеуказанных работ в Департамент недропользования и экологии Тюменской области поступила от АО «Тюменьэнерго» только 26.09.2018 года, после возбуждения дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства, связанные с осуществлением вырубки древесной растительности на территории заказника «Абалакский природно-исторический комплекс» и складированием порубочных остатков на территории заказника в отсутствие согласования с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, представителями АО «Тюменьэнерго» в ходе производства по делу не оспаривались, и подтверждаются также письмом начальника Тобольского РЭР АО «Тюменьэнерго» № 03/23 от 22.01.2019 года, направленным в Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
В силу статьи 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В силу требований части 2 статьи 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Тюменской области от 11.09.2006 г. № 206-п утверждено Положение о комплексном заказнике регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс».
Согласно п. 3.4.2.1. Положения, разрешается в установленном законодательством порядке по согласованию с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с лесохозяйственным регламентом и лесным планом, а также рубок при создании охранных и санитарно-охранных зон линейных сооружений в установленном законодательством порядке.
Согласно положений Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (п. 34). При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п. 35).
В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. № 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением (п. 21). Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра (п. 23).
Таким образом, АО «Тюменьэнерго» было обязано в плановом режиме производить расчистку охранных зон и своевременную уборку порубочных остатков, и имело возможность в плановом порядке согласовать производство работ с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, в связи с чем, доводы жалобы о необходимости экстренного производстве работ по расчистке охранных зон высоковольтных линий для предупреждения авариных ситуаций, основанием к отмене оспариваемого решения судьи районного суда не являются.
Нахожу, что признав представленные доказательства достаточными и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о нарушении АО «Тюменьэнерго» установленного режима на территории государственного природного заказника, влекущего административную ответственность, предусмотренную статьёй 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО «Тюменьэнерго» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Факт совершения АО «Тюменьэнерго» административного правонарушения, виновность и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены правильно в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы также не могут являться основанием для отмены оспариваемых правоприменительных актов, поскольку не содержат указания на юридически значимые обстоятельства, которые не были проверены и учтены при рассмотрении дела, повлияли на законность и обоснованность указанных актов.
При данных обстоятельствах решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2019 года по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, оснований для его отмены и для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2019 года в отношении акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» оставить без изменения, жалобу акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», поданную защитником Потёмкиной Н.Г., оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда | А.Р. Глушко |