Дело № 21-195/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Союзгазтехнология» в лице представителя ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 06 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Научно-производственное предприятие «Союзгазтехнология»,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу <.......> от 22 ноября 2019 года ООО Научно-производственное предприятие «Союзгазтехнология» (далее ООО НПП «СГТ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ООО НПП «СГТ» обжаловало его в суд. В жалобе, просили постановление отменить и прекратить производство в виду наличия обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указывая, что ООО НПП «СГТ» разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов № 110 от 02.12.2016 года, который был утвержден распоряжением Росприроднадзора № 510-р от 02.12.2016 г (далее - ПНООЛР). Данным проектом установлены конкретные виды отходов, образование и размещение которых предусмотрено на территории ЯНАО, Ямальского района, Южно-Тамбейского месторождения. Согласно п. 12 приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет). В виду того, что ООО НПП «СГТ» было включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и изменения заявленных отходов в ПНООЛР, ООО НПП «СГТ» не предоставляло в Росприроднадзор технический отчет по обращению с отходами. Считают, что непредставление отчетности или несвоевременная передача автоматически приводит к аннулированию принятых лимитов. Также указывают, что согласно п. 3 и 4 Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 года № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. ООО НПП «СГТ» данную отчетность сдало в Росприроднадзор. Нарушения, указанные в постановлении Росприроднадзора, а именно: неправильное указание количества тонн отходов (золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов) в учете в области обращения с отходами в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», не являются событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, но ООО НПП «СГТ» устранило вышеуказанное замечание.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 06 февраля 2020 года постановление <.......> от 22 ноября 2012 года оставлено без изменения, жалоба ООО НПП «СГТ» – без удовлетворения.
С данным решением не согласно ООО НПП «СГТ» в лице представителя ФИО1, которая в жалобе просит решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 06 февраля 2020 года, постановление <.......> от 22 ноября 2012 года отменить, производство по делу прекратить. Повторяя доводы, изложенные в жалобе, поданной в районный суд, указывает, что судьей районного суда проигнорированы доказательства, представленные заявителем.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, заслушав объяснения ООО Научно-производственное предприятие «Союзгазтехнология» ФИО1, просившей об удовлетворении жалобы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 года № 50.
Как следует из материалов дела, отделам государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ООО НПП «СГТ» проведена документарная и выездная проверки.
Распоряжением Управления Росприроднадзора по ЯНАО № 510-р «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения № 110 от 02.12.2016 года установлены конкретные виды отходов, образование и размещение которых предусмотрено на территории ЯНАО, <.......>. При этом, в ходе анализа данных учета в области обращения с отходами в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (далее также - Данные учета в области обращения с отходами) за 4 квартал 2017 года, 1-4 кварталы 2018 года, 1-2 кварталы 2019 года (приложения № 4) установлен факт образования и размещения отхода - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО - 74798199204, отход 4-го класса опасности), который отсутствует в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения <.......> от 02.12.2016 года.
Также при анализе данных учета в области обращения с отходами за 4 квартал 2017 года (приложение № 4) установлено, что у ООО НПП «СГТ» образовался отход - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов в количестве 0,1 тонны (столбец № 3 – «Образования»). Данный отход ООО НПП «СГТ» не был обезврежен, использован, передан или размещен, в связи с чем, указан в столбце № 18 «наличие отходов на конец квартала - накопление», следовательно, отход - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов в количестве 0,1 тонны должен быть указан в столбце № 2 - «наличие отходов на начало квартала» в Данных учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2018 года.
При анализе Данных учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2018 года (приложения № 4) установлено, что в столбце № 2 - «наличие отходов на начало квартала» Обществом указано 0,01 тонны вышеназванного отхода - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов, то есть после запятой указано уже два знака. При этом, согласно п. 11 Порядка учета в области обращения с отходами (утв.Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721) все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма) - для отходов I, II и III классов опасности; с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности. Вышеуказанное искажение информации явилось причиной указания неверного количества размещенного отхода - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов в Данных учета в области обращения с отходами за 4 квартал 2018 года.
В дальнейшем, ООО НПП «СГТ» в Данных учета в области обращения с отходами за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2018 года (приложения № 4) в столбце № 3 - «Образование» также указывается значения количества отхода - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов: с точностью до трёх знаков после запятой - 0,006 тонн (1 квартал 2018 года); с точностью до четырёх знаков после запятой - 0,0081 тонн (2 квартал 2018 года); с точностью до пяти знаков после запятой - 0,00855 тонн (3 квартал 2018 года); с точностью до трёх знаков после запятой - 0,072 тонн (4 квартал 2018 года).
Кроме того, ООО НПП «СГТ» указало в Данных учета в области обращения с отходами за 4 квартал 2018 года (приложение № 4) в столбце № 18 - «наличие отходов на конец квартала - накопление» значение количества отхода - 0,072 тонны, в то время как в Данных учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2019 года (приложение № 4) в столбце № 2 - «наличие отходов на начало квартала» Обществом указано значение данного отхода - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов 0,072 тонны.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой документарной и выездной проверки установлено образование и размещение отхода - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов в отсутствии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, а также искажение информации о количестве образования и размещения данного отхода, тем самым ООО НПП «СГТ» нарушены требования Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50, приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349.
Виновность ООО НПП «СГТ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела и материалах дела об административном правонарушении доказательств, а именно: протоколом № <.......> об административном правонарушении от 13.11.2019 года; актом осмотра принадлежащих юридическому лицу территории № от 17.09.2019 года; протоколом отбора проб исследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.09.2019 года; актом проверки № 129 от 09.10.2019 года; копией письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 09.08.2019 года; копией письма прокуратуры ЯНАО о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО НПП «СГТ» от 03.09.2019 года; приказом органа государственного надзора о проведении внеплановой документарной и выездной проверки юридического лица ООО НПП «СГТ» от 02.09.2019 года; копией мотивированного представления в адрес Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 02.09.2019 года; копией уведомления от 09.09.2019 года; данными учета движения отходов ООО НПП «СГТ» за 2016-2019 года; копией экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экономического надзора от 08.10.2019 года № 12; выпиской из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа правильно своим постановлением от 22 ноября 2019 года привлекло ООО НПП «СГТ» к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а судья районного суда обоснованно отказал ООО НПП «СГТ» в удовлетворении жалобы.
Вопреки доводам жалобы все имеющие значение для дела обстоятельства являлись предметом проверки судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела об административном правонарушении и доводы жалобы проверены судьей городского суда с соблюдением положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вывод судьи о виновности ООО НПП «СГТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным. Мотивы, по которым судья пришел к указанному выводу, подробно изложены в постановленном решении. Законных оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
Административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей назначено в размере, установленном санкцией части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <.......> от 22 ноября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 06 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу ООО НПП «СГТ» - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин