Судья Пупынина С.М. Дело N
Р Е Ш Е Н И Е
13 июля 2022 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Смирнов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора 3 на решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 апреля 2022 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора 3 от . по делу об административном правонарушении АО «Черномортранснефть» привлечено к административной ответственности по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере ) рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 22 апреля 2022 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, в отношении АО «Черномортранснефть» - прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора 3 просил отменить решение судьи, направить дело на новое рассмотрение в районный суд. В обоснование жалобы указал на его незаконность, необоснованность, выразила несогласие с выводами судьи, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств. Одновременно подателем жалобы заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования.
В отзыве на жалобу и.о. генерального директора АО «Черномортранснефть» 4 просил решение судьи оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание заместитель главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора 3 не явился, извещен о дне и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, в связи с чем судья краевого суда счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав защитников АО «Черномортранснефть» на основании доверенности 5, 6, просивших оставить решение судьи районного суда без изменения, проверив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, судья краевого суда приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1, 2 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что обжалуемое решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска принято 22 апреля 2022 года.
Копия мотивированного решения в окончательной форме получена Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора , что следует из текста жалобы и подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.
Жалоба подана в районный суд (л.д. ), то есть в установленный законом десятидневный срок.
При таких обстоятельствах судья краевого суда полагает, что процессуальный срок обжалования не нарушен, оснований для его восстановления не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией
На основании п. 6 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования.
Согласно п. 7 ст. 69.2. Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Ответственность за указанное административное правонарушение предусмотрена статьей 8.46 КоАП РФ, согласно которой невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Принимая решение об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения судья районного суда исходил из того, что достаточных доказательств виновности АО «Черномортранснефть» в совершении вменяемого ему административного правонарушения в материалы дела не представлено.
Указанный вывод судья вышестоящей инстанции находит правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, АО «Черномортранснефть» не обеспечено проведение актуализации учетной записи объекта НВОС , расположенного по адресу: , с учетом количества источников выбросов и суммарного валового выброса загрязняющих веществ, установленных при проведении инвентаризации, а именно: в ходе обследования объекта установлено, что РВС - 3000 оборудован дыхательными клапанами в количестве 2 штук, однако согласно программе производственного экологического контроля от 2021 для объекта НВОС 03- 0123-001775-П, резервуарный парк РВС -3000 числится как неорганизованный источник . Согласно представленной АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» информацией, РВС - 3000 оборудован дыхательными клапанами - КДС-1500, в количестве 2 штук. Однако в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2021 года, вышеуказанные источники числятся как точечные неорганизованные источники выбросов.
На основании вышеуказанных положений административный орган пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Однако из материалов дела установлено, что АО «Черномортранснефть» в 2020 году провело инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для НПС «Карская».
Пунктом 4 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.08.2018 N° 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» установлено, что в качестве стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) учитываются ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух:
- через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ);
- в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ).
Резервуары и емкости не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа.
Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах и регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.
В соответствии с п. 16 Порядка определение качественного и количественного состава выбросов из источников загрязнения атмосферного воздуха осуществляется инструментальными и расчетными методами.
При применении инструментальных методов получение данных о выбросах загрязняющих веществ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ.
В соответствии с п. 30 Порядка на всех организованных ИЗАВ аэродинамические параметры выбросов (температура, давление, влажность, скорость истечения и расход отходящего газа) определяются преимущественно инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, а в случае невозможности использования инструментальных методов определяются на основании документации изготовителя оборудования или проектной (конструкторской) документации и (или) результатов пусконаладочных работ.
Практическая возможность проведения инструментальных измерений от дыхательных клапанов резервуаров в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов отсутствует. Конструкторской и проектной документацией места отбора проб на клапанах не предусмотрены. В соответствии с п.п. а) п. 5.1, п. 6.1 ГОСТ Р ЕН 15259-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Качество воздуха. Выбросы стационарных источников. Требования к выбору измерительных секций и мест измерений, цели и плану измерений, и составлению отчета» измерительные секции и места измерений должны быть предусмотрены на стадии проектирования предприятия и находиться в свободном доступе для отбора проб.
Проведение инструментальных измерений от дыхательных клапанов резервуаров не представляется возможным, т.к. ввиду конструктивной особенности клапан срабатывает при создании избыточного давления в резервуаре, при этом количество клапанов может быть от двух до четырех, и клапаны разных резервуаров функционируют в разных режимах выбросов.
В соответствии с п. 10 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное), ОАО «НИИ Атмосфера», <...> г., для резервуарных парков характерно, что в любой, произвольно выбранный, 20-ти минутный интервал времени, клапаны разных резервуаров функционируют в разных режимах выбросов,
Загрязнение приземного слоя атмосферы в разные 20-ти минутные интервалы времени определяется различными сочетаниями режимов выбросов загрязняющих веществ из резервуаров парка. Проведение расчетов загрязнения воздуха при каждом сочетании режимов выбросов клапанов нерационально, так как с точки зрения величины приземных концентраций ЗВ, создаваемых выбросами совокупности клапанов резервуарного парка за пределами территории предприятия, все такие сочетания режимов их выбросов практически не отличаются друг от друга.
В связи с чем при расчетах приземных концентраций загрязняющих веществ, создаваемых выбросами загрязняющих веществ через клапаны резервуаров парка, рекомендуется описывать совокупность клапанов одинаковой высоты, как неорганизованный ИЗА с высотой, равной высоте выходного устья одного клапана и мощностью выброса загрязняющих веществ, рассчитываемой как наибольшая суммарная мощность выбросов из совокупности клапанов при возможном сочетании режимов их функционирования. Так же и для одиночного клапана, выбор способа стилизации его в виде организованного или неорганизованного ИЗА не отражается на результатах расчетов загрязнения атмосферы.
Кроме того, п.8.8 Приказа Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» допускается представление совокупности большого числа однотипных источников выбросов как площадных источников, в том числе такие источники, как резервуарные парки предприятий, Поэтому резервуары хранения нефти и емкости источников: РВС-3000 №N9 1-4 (источник № ) и емкости хранения нефти РГС-5 (источник № ), оборудованные дыхательными клапанами определены как неорганизованные источники выброса.
Таким образом, дыхательные клапаны резервуаров и емкостей НПС «Карская» не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов.*
Учитывая, что дыхательные клапаны резервуаров и емкостей: РВС-3000 (источник ) и емкости хранения нефти РГС-5 (источник ) не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов (по доводам, изложенным выше), АО «Черномортранснефть» не должно было учитывать их в таком качестве в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ НПС «Карская».
Расчет качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ от резервуаров и емкостей выполнен в соответствии с Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров (утверждены приказом Госкомэкологии России от 08.04.1998 N°199) и при изменении типа источника (организованный/неорганизованный) суммарное количество выбросов и их качественный состав останется без изменений. Тип источника влияет на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
В связи с тем, что по указанным выше причинам отсутствует необходимость в корректировке инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НПС «Карская», проведение актуализации учетной записи объекта НВОС не требуется.
Согласно частям 2,4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со сстатьей 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при на основании которых было вынесено недоказанное и постановление
Учитывая, что в действиях АО «Черномортранснефть» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о необходимости отмены постановления заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора 3 и прекращении производства по делу.
Доказательства, положенные судьей районного суда в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы судьи районного суда о нарушении процессуальных требований КоАП РФ, а также тот факт, что выявленные нарушения требований КоАП РФ не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения судьи не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора 3 – без удовлетворения.
Судья