ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1962/22 от 11.07.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Пупынина С.М. Дело № 21-1962/22

Решение

11 июля 2022 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора 3 на решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 22 апреля 2022 года,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора (далее – ЮМУ Росприроднадзора) 3 от -П-4 юридическое лицо – АО «Черномортранснефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Не согласившись с этим представитель АО «Черномортранснефть», обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 22 апреля 2022 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель главного государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора 3 просит отменить вышеуказанное решение судьи, так как оснований для прекращения производства по делу у судьи не имелось.

В возражениях на жалобу представитель АО «Черномортранснефть» по доверенности 4 просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей АО «Черномортранснефть, по доверенностям 5 и ФИО1. возражавших относительно удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статьи 8.46 КоАП РФ, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от № 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Согласно части 2 статьи 69 вышеуказанного Федерального закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительнойвласти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (часть 1).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2).

Как видно из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) 6 №РЕ-09/67 от в период с по проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).

В ходе проверки органом установлено, что АО «Черномортранснефть» не обеспечено проведение корректировки инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ на объекте HBOC 03-0123- 001711 -П, расположенном по адресу: Краснодарский край, , с учетом организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: емкости хранения нефти РГС-20; емкость для отработанного масла РГС-5, оборудованные дыхательными клапанами, а именно, данные источники загрязнения атмосферного воздуха, характеризуются направленным выбросом вредных веществ через специально сооруженное устройство (дыхательный клапан).

Согласно представленной АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» информации, емкости хранения нефти для котельной РГС-20 оборудованы дыхательными клапанами СМДК - 100АА в количестве 2 штук, а также дыхательными клапанами КДМ-50 в количестве 2 штук, каждый резервуар имеет по 2 дыхательных клапана, вблизи резервуара накопителя промстоков, размещена емкость для отработанного масла оборудованная дыхательным клапаном. Согласно представленной АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» информацией, емкость для отработанного масла РГС-5 оснащена дыхательным клапаном КДМ-50. Однако, в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2021 года, вышеуказанные Источники числятся как точечные неорганизованные источники выбросов.

На основании вышеуказанных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу судья Ленинского районного суда правомерно указал, что АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» в 2016 году, обеспечена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (HBOC), расположенного по адресу: Краснодарский край, с присвоением кода объекта HBOC П (2-я категория).

АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» в 2018 году проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате проведенной инвентаризации установлено, что на объекте HBOC расположено 32 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них 12 организованных и 20 неорганизованных, в выбросах предприятия в атмосферу выбрасывается 7,858565 т/год загрязняющих веществ.

АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» предоставлена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта HBOC П от 2018 года, согласно которой на территории объекта имеются неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ - емкости хранения нефти для котельной РГС- 20: ИЗА 6011.

При проведении обследования территории объекта П, на вышеуказанных источниках, установлен факт наличия организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно дыхательных клапанов, данные источники загрязнения атмосферного воздуха, характеризуются направленным выбросом вредных веществ через специально сооруженное устройство (дыхательный клапан).

Согласно представленной АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» информацией, емкости хранения нефти для котельной РГС- 20 оборудованы дыхательными клапанами СМДК - 100АА в количестве 2 штук, а также дыхательными клапанами КДМ-50 в количестве 2 штук, каждый резервуар имеет по 2 дыхательных клапана.

Кроме того, в ходе обследования объекта П установлено, что вблизи резервуара накопителя промстоков, размещена емкость для отработанного масла оборудованная дыхательным клапаном. Согласно представленной АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» информацией, емкость для отработанного масла РГС-5 оснащена дыхательным клапаном КДМ-50.

Однако, в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2021 года, вышеуказанные Источники числятся как точечные неорганизованные источники выбросов.

Вместе с тем, емкости не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, установленные на емкостях дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в емкостях для регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.

Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ОАО «НИИ Атмосфера», 2012 года (введено в действие письмом Минприроды РФ от ) определен перечень неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ, к которым относятся: неплотности технологического оборудования, в том числе работающего при избыточном давлении (дыхательные клапана) (раздел 1.2, пункт 4).

Так же, п. 8.8 Приказа Минприроды России от «Об утверждении методов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» допускается представление совокупности большого числа однотипных источников выбросов как площадных источников. Поэтому емкости хранения нефти для котельной РГС-20, оборудованные 2 дыхательными клапанами КДМ-50 и СМДК-100АА, определены как неорганизованные источники выброса.

Кроме того, емкость для отработанного масла РГС-5 введена в эксплуатацию в марте 2021 года. Данные по емкости в соответствии с п. 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования хранения данных, полученных в результате таких инвентаризации корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России , корректировка инвентаризации проводится не позднее года со дня возникновения данного обстоятельства, т.е. в данном случае до .

Таким образом, дыхательные клапаны резервуаров и емкостей не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов, следовательно, нарушение природоохранного законодательства АО «Черномортранснефть» не допущено.

Доказательств обратно, административным органом суду не предоставлено.

При проверке законности принятого постановления судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришёл к выводу об отсутствии оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности и отмене оспариваемого постановления с прекращение производства по делу.

Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судьёй первой инстанции не допущено.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьёй первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Таким образом, судья Краснодарского краевого суда приходит к выводу о том, что обжалуемое решение судьи является законным и обоснованным.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 22 апреля 2022 года, оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора 3 – без удовлетворения.

Судья О.Л. Талинский