ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-196/2017 от 22.05.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий судья

Калашникова Т.А. Дело № 7-21-196/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 22 мая 2017 года жалобу законного представителя, заведующей МБДОУ «Детский сад № 39» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Лапа С.А. от 19 января 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 6 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39»,

установил:

постановлением должностного лица Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 19 января 2017 года МБДОУ «Детский сад № 39» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 6 апреля 2017 года вышеназванное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, законный представитель МБДОУ «Детский сад № 39» ФИО1 просит об отмене состоявшихся актов. В обоснование своих требований приводит доводы, что детский сад является бюджетным учреждением, поэтому собственник должен нести бремя содержания своего имущества. Также просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 39» ФИО1 и защитник Кудрявцева А.А. доводы жалобы поддеражали.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю ФИО2 просила решение судьи оставить без изменения.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Они являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей.

Как установлено судьей и следует из материалов дела, в период с 21 ноября 2016 года по 5 декабря 2016 года Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю на основании распоряжения руководителя от 14 ноября 2016 года № 116 в отношении МБДОУ «Детский сад № 39» по месту нахождения данного юридического лица: <...> проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей:

- в нарушение п. 3.8, п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» перед центральным входом в детский сад имеется асфальтовое покрытие с выбоинами и трещинами, которое также используется как физкультурная площадка. Въезд на территорию к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора не покрыт асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием. Перед входом на пищеблок требуется ремонт асфальтового покрытия;

- в нарушение п. 3.16 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории хозяйственной зоны не предусмотрены места для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий;

- в нарушение п.п. 5.1, 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» стены в групповых помещениях на высоту панелей окрашены краской, а выше панелей побелены известью; в буфетных окрашены выше панелей водоэмульсионной краской на водной основе, что не допускает проведение уборки влажным способом и дезинфекцию;

- в нарушение п. 5.4 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» потолки в помещениях повышенной влажностью воздуха (постирочная, умывальные, туалеты) не окрашены влагостойкими материалами, а побелены известью;

- в нарушение и. 5.5, 17.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в групповых помещениях нарушена целостность покрытия линолеума, края линолеума не закреплены плинтусом, меньше размера пола и визуально видны щели с цементным покрытием, что не допускает проведение обработки влажным способом;

- в нарушение п. 6.13 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в групповых дневной сон детей организован на раскладных кроватях с не жестким (тканевым) ложем. Расстановка кроватей не обеспечивает свободный проход между кроватями и наружными стенами, а также отопительными приборами;

- в нарушение п. 6.21 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в туалетных помещениях рядом с умывальниками оборудованы вешалки для детских полотенец только для рук, отсутствуют вешалки для детских полотенец для ног;

- в нарушение п. 8.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» контроль за эффективностью работы вентиляционных систем в здании после проведения ревизий, очистки не проведен, отсутствуют подтверждающие документы. Отсутствует вытяжная вентиляция в прачечной;

- в нарушение п. 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О «санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» -технологическое оборудование, являющееся источниками выделений тепла, газов, не оборудовано локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения. Складское помещение не оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением;

- в нарушение п. 14.11 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на пищеблоке приготовление картофельного пюре осуществляется вручную, вместо использования овощепротирочной машины;

- в нарушение п. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для технических целей (уборка помещений групповой, туалета и т.д.) в туалетных помещениях групповых не оборудован отдельный водопроводный кран.

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки № 05/116 от 16 декабря 2017 года и послужили основанием для составления 30 декабря 2016 года в отношении МБДОУ «Детский сад № 39» протокола об административном правонарушении и привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ.

При составлении протокола присутствовал законный представитель юридического лица - заведующая ФИО1, которая вину в совершении административного правонарушения МБДОУ «Детский сад № 39» не отрицала.

Судья районного суда, рассматривая жалобу законного представителя МБДОУ «Детский сад № 39» пришла к выводу о законности постановления заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 19 января 2017 г. о привлечении МБДОУ «Детский сад № 39» к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ.

С данными решениями судья краевого суда не может согласиться, так как они приняты без надлежащей оценки следующих обстоятельств.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад № 39» учредителем Учреждения является городской округ «Город Чита». Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа «Город Чита», от имени которой действует комитет образования администрации городского округа «Город Чита» (пункт 1.4 Устава). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа «Город Чита».

Из материалов дела усматривается, что МБДОУ «Детский сад № 39» не имеет собственных средств и каких-либо активов, поступлений от деятельности приносящий доход не имеет, таким образом, прихожу к выводу, что под стеснением тяжелых обстоятельств, при которых совершено правонарушение, кроется отсутствие достаточного финансирования, для быстрого устранения выявленных нарушений.

Основная часть выявленных нарушений, не относятся к компетенции МБДОУ «Детский сад № 39» по их устранению, поскольку требуют материальных затрат, финансирование данного детского сада осуществляется из городского бюджета на основании бюджетной сметы. Устранения вышеуказанных нарушений, таких как асфальтирование физкультурной площадки и контейнерной площадки, покраска стен, монтаж вентиляции, приобретение овощепротирочной машины, связаны с капитальным ремонтом помещений или со значительными материальными затратами, что непосредственно влияет на возможность соблюдения учреждением требований санитарных норм и правил. При таких обстоятельствах, вины Учреждения в отсутствии надлежащего финансирования совершении всех вывяленных нарушений не имеется.

Кроме того, нельзя согласиться о вине учреждения о несоответствующей расстановке кроватей не обеспечивающей свободного прохода между кроватями, наружными стенами, отопительными приборами. Из пояснений заведующей МБДОУ «Детский сад № 39» ФИО1 следует, что площадь здания не обеспечивает соблюдение санитарных правил и норм, дети находятся в одном стесненном помещении которое представляет собой и спальню и игровую комнату. Таким образом, вины учреждения не в соблюдении п. 6. 13 СанПиН 2.4.1.3049-13 не имеется.

Вместе с тем говорить о полной не виновности МБДОУ «Детский сад № 39» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ нельзя.

Так выявленные нарушение, такие как необходимость, предусмотреть зону сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий, восстановить целостность покрытие пола, оборудовать вешалки для полотенец для ног, в туалете оборудовать отдельный водопроводный кран, возможно было не допускать, на устранение данных нарушений не требуется значительных материальных затрат, об этом свидетельствует акты и пояснения заведующей МБДОУ «Детский сад № 39» ФИО1 согласно которым, указанные недостатки устранены, поэтому в данной части состав правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ в действиях и бездействиях МБДОУ «Детский сад № 39» имеется.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце третьем пункта 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При таких обстоятельствах, судья второй инстанции приходит к выводу об отсутствии у административного органа достаточных оснований для привлечения детского садика к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращает производство по делу в связи с малозначительностью выявленных нарушений. На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Лапа С.А. от 19 января 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 6 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ отменить в связи с отсутствием в действиях МБДОУ «Детский сад № 39» состава административного правонарушения выразившегося в нарушении:

- п. 3.8, п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» перед центральным входом в детский сад имеется асфальтовое покрытие с выбоинами и трещинами, которое также используется как физкультурная площадка. Въезд на территорию к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора не покрыт асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием. Перед входом на пищеблок требуется ремонт асфальтового покрытия;

- п.п. 5.1, 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» стены в групповых помещениях на высоту панелей окрашены краской, а выше панелей побелены известью; в буфетных окрашены выше панелей водоэмульсионной краской на водной основе, что не допускает проведение уборки влажным способом и дезинфекцию;

- п. 5.4 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» потолки в помещениях повышенной влажностью воздуха (постирочная, умывальные, туалеты) не окрашены влагостойкими материалами, а побелены известью;

- п. 6.13 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в групповых дневной сон детей организован на раскладных кроватях с не жестким (тканевым) ложем. Расстановка кроватей не обеспечивает свободный проход между кроватями и наружными стенами, а также отопительными приборами;

- п. 8.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» контроль за эффективностью работы вентиляционных систем в здании после проведения ревизий, очистки не проведен, отсутствуют подтверждающие документы. Отсутствует вытяжная вентиляция в прачечной;

- п. 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О «санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» -технологическое оборудование, являющееся источниками выделений тепла, газов, не оборудовано локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения. Складское помещение не оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением;

- п. 14.11 СанПиН 2.4.1.3049-13, ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на пищеблоке приготовление картофельного пюре осуществляется вручную, вместо использования овощепротирочной машины.

В остальной части принятые по делу акты отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью выявленных нарушений, производство по делу прекратить, объявить МБДОУ «Детский сад № 39» устное замечание.

Дальнейший пересмотр вступивших в законную силу принятых по делу процессуальных актов возможен в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков

<данные изъяты>