Судья Пупынина С.М. Дело N
РЕШЕНИЕ
13 июля 2022 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Смирнов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприродназора 3 на решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 19 апреля 2022 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприродназора 3 N от АО «Черномортранснефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 19 апреля 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприродназора 3 выразил несогласие с указанным судебным актом, приводя доводы о его незаконности, просил отменить решение судьи районного суда и возвратить дело на новое рассмотрение. Одновременно ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы.
В возражении на жалобу защитник АО «Черномортранснефть» на основании доверенности 4 просил отказать в удовлетворении жалобы, решение суда просил оставить без изменения.
В судебное заседание представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении слушания дела не представил, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, выслушав защитников АО «Черномортранснефть» 4, 5, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как усматривается из материалов дела, обжалуемое решение судьи районного суда принято ; копия указанного судебного акта вручена заявителю , что следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором «» (л.д. ), размещенного на официальном сайте «Почта России». Иных сведений, указывающих на дату получения подателем жалобы копии судебного акта ранее указанной даты, материалы дела не содержат.
Жалоба на решение судьи районного суда направлена в суд (л.д. ), то есть в установленный законом срок на обжалование судебного акта.
Таким образом, судья краевого суда полагает, что предусмотренный законом срок на обжалование решения судьи государственным инспектором не пропущен, оснований для его восстановления не имеется.
Переходя к рассмотрению жалобы по существу, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитников АО «Черномортранснефть» - 4, 5, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в соответствии с решением заместителя руководителя Росприроднадзора от N в период с по проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - АО «Черномортранснефть».
Так, в часов минут должностным лицом административного органа установлено, что АО «Черномортранснефть» () совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.46 КоАП РФ, а именно: обществом не обеспечена обязанность по актуализации сведений об объекте НВОС N с учетом организованных источников выбросов – дыхательных клапанов резервуаров РВС–3000, выведенной установки по сжиганию отходов (Форсаж-1), что является нарушением статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ.
Принимая решение об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что достаточных доказательств в совершении АО «Черномортранснефть» вменяемого ему административного правонарушения в материалы дела не представлено.
Указанный вывод судья вышестоящей инстанции находит правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Так, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В судебном заседании районного суда установлено, что на основании приказа заместителя руководителя Росприроднадзора 6 N от (в редакции решений от N , от N ) в период с по проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
В ходе проверки административным органом установлено, что АО «Черномортранснефть» допущено нарушение - несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений об объекте НВОС N с учетом организованных источников выбросов, а именно дыхательных клапанов резервуаров РВС-3000, выведенной установки по сжиганию отходов (Форсаж- 1).
На основании вышеуказанных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что АО «Черномортранснефть» произведена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), расположенного по адресу: Краснодарский край, и получено свидетельство N от с присвоением кода объекта НВОС N (2 категория).
Согласно данным проведенной в 2016 году инвентаризации для объекта НВОС N ЛПДС Хадыженская, на предприятии выявлено 42 источника выброса загрязняющих веществ, из них - 9 организованных, 33 неорганизованных. Источники предприятия выбрасывают в атмосферу 33 загрязняющих вещества (7 твердых, 26 жидких и газообразных).
Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет: 82,872772 т/год: в том числе, твердых - 0,308384 т/год, жидких и газообразных - 82,564333 т/год.
Согласно инвентаризации источников выбросов, проведенной в 2016 году для объекта НВОС N ЛПДС Хадыженская, резервуарный парк ЛПДС «Хадыженская» состоит из 4 наземных вертикальных стальных резервуаров со стационарной крышей, строительной емкостью 3000 м? каждый: РВС-3000 N 1-4.
В резервуары, при необходимости, производится отбор нефти из МН «Тихорецк-Туапсе» и МН «Тихорецк-Туапсе-2», одновременно наполняется один резервуар. Прием нефти с местных промыслов с апреля 2012 года не осуществляется и на перспективный период не планируется. Резервуары оборудованы дыхательными клапанами и являются неорганизованным источником выбросов углеводородов предельных, бензола, ксилола и толуола (ист. 6001).
Вместе с тем, согласно протоколу осмотра, резервуар выведен из эксплуатации, может быть использован только при нештатных и аварийных ситуациях, то есть изменен режим работы оборудования.
Также, согласно сведениям АО «Черномортранснефть», эксплуатирующиеся на объекте резервуары РВС-3000 N 1-4 оснащены дыхательными клапанами. Исходя из данных проведенной инвентаризации, под номером 6001 приняты выбросы от 4 резервуаров РВС-3000, один из которых выведен из эксплуатации.
В учетной записи объекта НВОС N ЛПДС Хадыженская отсутствуют сведения об организованных источниках выбросов, а именно резервуарах РВС-3000, учитывая, что данные источники загрязнения атмосферного воздуха, характеризуются направленным выбросом вредных веществ через специально сооруженное устройство (дыхательный клапан). Также в соответствии актом вывода из эксплуатации установки сжигания отходов от установка по сжиганию отходов (Форсаж-1) выведена из эксплуатации и не используется для обезвреживания отходов.
Судьей районного суда установлено, что источник N состоит из резервуаров РВС-3000 N 1, 2, 3, 4. Резервуар РВС-3000 N 2 временно выведен из эксплуатации на период проведения реконструкции, источник N не ликвидирован. Установка для сжигания отходов (источник N ) выведена из эксплуатации и передана в линейную эксплуатационную службу (ЛАЭС) в 2021 году в соответствии с актом от , как оборудование аварийного запаса, предназначенное для использования при ликвидации последствий аварий и инцидентов на линейной части магистральных нефтепроводов.
В соответствии с пунктом 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года N 352, корректировка инвентаризации при ликвидации источников загрязнения атмосферного воздуха проводится не позднее года со дня возникновения данного обстоятельства, т.е. в данном случае до 23 августа 2022 года.
Кроме того, резервуары не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа. Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.
Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ОАО «НИИ Атмосфера», 2012 года (введено в действие письмом Минприроды РФ N от ) определен перечень неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ, к которым относятся неплотности технологического оборудования, в том числе работающего при избыточном давлении (дыхательные клапана) (раздел 1.2, пункт 4).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что дыхательные клапаны резервуаров РВС-3000 не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов. В связи с этим отсутствует необходимость в корректировке инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЛПДС «Хадыженская», проведение актуализации учетной записи объекта НВОС N не требуется.
При таким обстоятельствах, установив, что доводы административного органа о том, что АО «Черномортранснефть» нарушены требования действующих нормативно-правовых актов в части несвоевременного выполнения обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, несостоятельны и не доказаны, судья районного суда пришел к верному выводу о том, что в действиях АО «Черномортранснефть» отсутствует событие правонарушения предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
В связи с изложенным оснований утверждать, что АО «Черномортранснефть» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.46 КоАП РФ, не имеется и производство по делу обоснованно прекращено, поскольку в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства.
Материалы дела исследованы судьей районного суда полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у судьи краевого суда не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда по настоящему делу об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприродназора 3 – без удовлетворения.
Судья