ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1987/22 от 13.07.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Киндт Д.С. Дело № 21-1987/22

Решение

13 июля 2022 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда 7 рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» по доверенности 3 на решение судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 23 марта 2022 года,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования 4 -Н-3 от ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере - 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» по доверенности 3, обжаловал его в районный суд.

Обжалуемым решением судьи Анапского районного суда Краснодарского края от постановление государственного инспектора оставлено без изменения, а жалоба защитника - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» по доверенности 3, просит решение судьи городского суда и постановление государственного инспектора отменить, как незаконные и необоснованные, вынесенные без учета всех обстоятельств дела и с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание лица участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, судья Краснодарского краевого суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи городского суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из материалов административного дела, на основании поступивших в адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора из Анапской межрайонной прокуратуры обращений 5 по факту нарушения природоохранного законодательства на территории государственного природного заповедника «Утриш» (вх. №№ ОП-1816, ОП-1817) в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» примерно в 13 часов 00 минут на территории государственного природного заповедника «Утриш» в прибрежном участке леса в районе второй и третьей лагун в точках с приблизительными координатами: 44,73865° С, 37,41303° В; 44,73864° С, 37,41306° В; 44,73522° С, 37,41842° В; 44,73521° С, 37,41843° В; 44,73521° С, 37,41844° В; 44,73560° С, 37,41850° В; 44,73591° С, 37,41819° В; 44,73592° С, 37,41821° В; 44,73387° С, 37,42130° В; 44,73323° С, 37,42278° В, выявлены факты захламления лесных участков отходами производства и потребления, отходами жизнедеятельности человека, в том числе и горючими. Так в древостое, представленном в основном хвойными насаждениями непосредственно под кронами деревьев установлены факты складирования и захламления лесных участков древесными отходами: очищенные (окорененные) доски, сухие бревна, поломанная деревянная мебель и др. Отходы жизнедеятельности человека представлены повсеместно разбросанными пластиковыми пакетами, пластиковой мебелью, бумагой, тряпками, стеклянными баллонами, встречены отработанные баллончики пулевизаторы (распылители), металлическая и пластиковая посуда, для употребления пищи, пластиковые канистры и др. Ранее постановлением -Н-2 от , вступившим в законную силу ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» уже было привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении -Н-1 от , и другими материалами дела.

Изложенное послужило основанием для привлечения ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ст.ст. 50.7, 51 Лесного кодекса РФ от № 200-ФЗ, а также Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от .

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от -р учрежден государственный природный заповедник «Утриш», общей площадью 10008 гектаров, включая земли лесного фонда в и Новороссийск (Краснодарский край) площадью 9225 гектаров и земли водного фонда площадью 783 гектара (2 участка внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, примыкающие к юго-западному побережью Абрауского полуострова между водотоками Широкая Щель и Водопадная Щель), который отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). На данной территории установлен режим особой охраны природных комплексов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от «О расширении территории государственного природного заповедника «Утриш» территория государственного природного заповедника «Утриш» расширена за счет отнесения к его территории земельных участков из состава земель лесного фонда общей площадью 684,83 гектара, земель водного фонда площадью 645,43 гектара (прилегающая акватория Черного моря) и земельных участков, категория которых не определена, общей площадью 0,5 гектара, расположенных на территории муниципальных образований и город-курорт Анапа Краснодарского края, определив, что площадь государственного природного заповедника «Утриш» составляет 11338,76 гектара, включая земли водного фонда площадью 1428,43 гектара.

С целью управления территорией заповедника распоряжением Правительства Российской Федерации от -р создано федеральное государственное бюджетное 1 «Государственный природный заповедник «Утриш», предметом и целями деятельности 1 определены сохранение и восстановление природных комплексов на территории заповедника.

Приказом Минприроды России от утверждено Положение о государственном природном заповеднике «Утриш», которым определён правовой статус заповедника «Утриш», установлен режим особой охраны заповедника, содержатся сведения о площади, утверждены описание местонахождения и границ заповедника, в том числе водных участков.

Управление и организация деятельности ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» осуществляется на основании Положения о заповеднике, а также на основании 1 ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».

Согласно 1 является Правительство Российской Федерации. Полномочия 1 от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 3), собственником имущества 1 является Российская Федерация (пункт 4), недвижимое имущество, расположенное в границах заповедника, является федеральной собственностью, земельные участки в границах заповедника предоставляются 1 в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 13). Предметом деятельности 1 является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положением о заповеднике, иными нормативными правовыми актами и настоящим 1 (пункт 19). Целями деятельности 1 является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем (пункт 20). В соответствии с целями, для достижения которых создано 1, 1 в установленном законодательством РФ порядке осуществляет основные виды деятельности, в том числе, выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов, тушение лесных и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций, мероприятия по выделению в натуре внешних границ территории заповедника, оснащение аншлагами, информационными щитами и знаками) (пункт 21).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники помимо прочего возлагаются задачи по осуществлению охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов (подпункт а).

Приказом Минприроды России от утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (далее Приказ ).

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории (пункт 11 Приказа ).

Согласно ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации от - ФЗ (Далее - Лесной кодекс) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожара включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещено засорение леса отходами производства и потребления.

В совокупности вышеизложенные нормы возлагают на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно 1 ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», собственником имущества 1, является Российская Федерация. При этом 1 является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета (пункт 11), вправе оказывать платные услуги, доходы бюджетного 1 поступают в самостоятельное распоряжение этого 1 (пункт 23).

Кроме того, у ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» имеются внебюджетные фонды, в том числе, и от деятельности глэмпинга «Жемчужный».

Следовательно, ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», пользуясь имуществом на законных основаниях, обязано обеспечивать соблюдение на территории заповедника требований пожарной безопасности

Изложенными выше нормами на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» возложена обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах, в том числе, по предупреждению лесных пожаров и устройству противопожарных водоемов и эта обязанность не зависит от финансовых трудностей 1.

С момента передачи Заповеднику территорий Постановлением Правительства Российской Федерации от «О расширении территории государственного природного заповедника «Утриш» до момента выявления административного правонарушения прошло более 7 месяцев. Данного срока вполне достаточно для того, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах на территории Заповедника.

Изложенное указывает на безосновательность доводов ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».

Из содержания материалов дела об административном правонарушении следует, что Приказом Минприроды России от утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (далее Приказ ).

В совокупности вышеизложенные нормы возлагают на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах.

Вместе с тем из материалов дела об административном правонарушении следует, что на территории государственного природного заповедника «Утриш» в прибрежном участке леса в районе второй и третьей лагун в точках с приблизительными координатами: 44,73865° С, 37,41303° В; 44,73864° С, 37,41306° В; 44,73522° С, 37,41842° В; 44,73521° С, 37,41843° В; 44,73521° С, 37,41844° В; 44,73560° С, 37,41850° В; 44,73591° С, 37,41819° В; 44,73592° С, 37,41821° В; 44,73387° С, 37,42130° В; 44,73323° С, 37,42278° В выявлены факты захламления лесных участков отходами производства и потребления, отходами жизнедеятельности человека, в том числе и горючими.

Таким образом, из материалов дела об административном правонарушении следует, что действие (бездействие) ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в части обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов на землях государственного природного заповедника «Утриш» может нанести ущерб природным комплексам и экосистеме особо охраняемой природной территории федерального значения в целом ввиду создания пожароопасной ситуации.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» требований ч.1 ст.50.7, 51 Лесного кодекса РФ от № 200-ФЗ, а также Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от .

Из содержания выписок из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:1101000:118 и 23:47:0000000:698 следует, что они находятся в собственности Российской Федерации, относятся к категории земель лесного фонда, с видом разрешенного использования государственный природный заповедник «Утриш».

Распоряжением Правительства РФ от -р учрежден государственный заповедник «Утриш» общей площадью 10 008 гектаров. На данной территории установлен режим особой охраны природных комплексов.

Распоряжением Правительства РФ от -р создано ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», предметом и целями деятельности 1 определены сохранение и восстановление природных комплексов на территории заповедника.

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственном природном заповеднике, утвержденное Приказом Минприроды РФ от на заповедник возложена задача по осуществлению охраны природных территорий, приложением 1 установлены границы заповедника.

Вышеуказанные положения действующего законодательства не освобождают ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» от несения обязанностей по соблюдению требований ч. 1 ст. 50.7 и ст. 51 Лесного кодекса РФ, а возлагают на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствием с пунктом Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от N 400 (деле - Положение N 400), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными 1, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки).

Суд учтено, что пункт Положения N 400 в части исключения из полномочий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществление государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заповедников, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными 1, находящимися в ведении Минприроды России, противоречит пунктам 2 и 3 статьи 33 Закона N 33-ФЗ, поэтому в применению при рассмотрении настоящего спора не подлежали.

Пунктом 5 Положения N 1391 определены должностные лица, осуществляющие государственный надзор в федеральных государственных бюджетных 1, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Таким образом, государственный надзор в области охраны и использования государственных природных заповедников могут осуществлять как Росприроднадзор и его территориальные органы, так и 1, осуществляющие управление этими государственными природными заповедниками.

Вина ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей городского суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия лица, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.

При проверке законности принятого постановления судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.

Доказательства, положенные судьей районного суда в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Доводы жалобы о нарушении норм материального и процессуального права, а также о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, являются необоснованными и опровергаются материалами настоящего дела об административном правонарушении, кроме того, они фактически были предметом обсуждения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Другие доводы жалобы не влекут отмену решения судьи районного суда, поскольку направлены на ошибочное толкование норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта сомнений не вызывает, оснований для его отмены не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

решение судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 23 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» по доверенности 3 - без удовлетворения.

Судья О.Л. Талинкий