ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-199/2016 от 24.10.2016 Псковского областного суда (Псковская область)

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Судья Власова Н.Я. дело №21-199/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

24 октября 2016 <...>

Судья Псковского областного суда Радов В.В.,

при секретаре Шалиной Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Себежского районного суда Псковской области от 22 августа 2016 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ, в отношении

ФИО1, <данные изъяты> года рождения, гражданина Республики <данные изъяты>, проживающего по адресу: Республика <данные изъяты>, мун. <данные изъяты>, г. <данные изъяты> ул. Н. <данные изъяты> д.<данные изъяты> кв.<данные изъяты>, в Российской Федерации зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. <данные изъяты>, просп. <данные изъяты>, д.<данные изъяты> кв.<данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

постановлением врио заместителя начальника Отдела - начальника ОРО Отдела (погк) в г. Себеже Пограничного управления (ПУ) ФСБ России по Псковской области капитана ФИО2 от 30 июня 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Себежского районного суда Псковской области от 22 августа 2016 года, гражданин Республики Молдова ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе в Псковский областной суд ФИО1 (заявитель) просит об отмене решения судьи районного суда и постановления должностного лица, в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.

Выслушав ФИО1 и его защитника Ширяеву Е.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя ПУ ФСБ России по Псковской области ФИО3, давшего пояснения по существу дела, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства либо нарушение порядка следования таких лиц от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> года в <данные изъяты> часов в районе н.п. <данные изъяты><данные изъяты> района Псковской области при осуществлении пограничного контроля пассажирского автобуса международного сообщения, следовавшего по маршруту: г. <данные изъяты> - г. <данные изъяты>, пограничным нарядом установлено, что на данном автобусе гражданин Республики <данные изъяты> ФИО1 пересёк государственную границу Российской Федерации по направлению из Республики <данные изъяты> в Российскую Федерацию в неустановленном месте.

Названные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 18.1 КоАП РФ.

Судья Себежского районного суда Псковской области, признавая постановление должностного лица пограничной комендатуры законным, указал, что в нарушение статьи 9 Закона Российской Федерации от 1.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и статьи 24 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» ФИО1 осуществил въезд в Российскую Федерацию вне пункта пропуска, т.е. в неустановленном месте.

Данный вывод судьи районного суда обоснован.

В соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 1.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» - Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Статьёй 9 вышеуказанного Закона установлено, что пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

8 декабря 1999 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства».

Статьёй 7 Договора о создании Союзного государства установлено, что территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств – участников (п.1), внешней границей Союзного государства являются границы государств - участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств – участников (п.3).

Равенство прав граждан одной Стороны на территории другой Стороны в области свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства регулируется
Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства».

Пунктом 1 статьи 2 Соглашения установлено, что граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты.

Во исполнение указанного Соглашения на участке Государственной границы Российской Федерации с Республикой Беларусь пункты пропуска через Государственную границу отсутствуют.

Таким образом, Государственную границу Российской Федерации с Республикой Беларусь могут свободно пересекать только граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.

Пересечение данного участка государственной границы Российской Федерации гражданами третьих государств регулируется Федеральным законом от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

В соответствии со статьёй 24 названного Федерального закона иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова (заключено в г. Москве 30 ноября 2000 года) о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова установлен безвизовый порядок пересечения границы (статья 1).

Согласно статье 2 указанного Соглашения въезд и выезд граждан государств Сторон осуществляется через пункты пропуска, открытые для международного сообщения.

Принимая во внимание, что на участке Государственной границы Российской Федерации с Республикой <данные изъяты> пункты пропуска через Государственную границу отсутствуют, гражданин Республики <данные изъяты> ФИО1 нарушил установленный порядок въезда в Российскую Федерацию.

В жалобе заявитель указывает на незаконность постановления о привлечении его к административной ответственности, поскольку <данные изъяты> года он был направлен работодателем - ООО «<данные изъяты>» в служебную командировку в г. <данные изъяты> и <данные изъяты> года возвращался рейсовым автобусом из г. <данные изъяты> в г. <данные изъяты> через пункт пропуска «<данные изъяты>», наличие которого подтверждено Постановлением Правительства РФ от 15.04.1994 №327 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о пунктах пропуска через таможенную границу».

Между тем, Постановлением Правительства РФ от 15.04.1994 №327 был лишь одобрен представленный Государственным таможенным комитетом РФ и согласованный с Министерством иностранных дел РФ, Федеральной пограничной службой - Главным командованием Пограничных войск РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о пунктах пропуска через таможенную границу.

Государственному таможенному комитету РФ поручено провести переговоры с Белорусской Стороной и по достижении договоренности подписать указанное Соглашение от имени Правительства Российской Федерации, разрешив вносить в прилагаемый проект Соглашения изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.

В дальнейшем Соглашение не было подписано Сторонами, и соответственно не вступило в действие.

Действующий Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (Приложение к распоряжению Правительства РФ от 20.11.2008 №1724-р) не содержит сведений о пункте пропуска «<данные изъяты>».

Из приложенных к жалобе материалов усматривается, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в Российской Федерации на основании патента, выданного ему <данные изъяты> года Управлением ФМС России по г. Санкт – Петербургу и Ленинградской области в ООО «<данные изъяты>» в должности менеджера.

Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента предусмотрены положениями статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Наличие у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, патента, который в силу пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев свидетельствует о законности его нахождения в Российской Федерации.

Вместе с тем, выезд иностранного гражданина за границу, причем даже на один день, означает его выбытие из Российской Федерации.

Поэтому обратный въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина, имеющего действующий патент, для реализации своего права на трудовую деятельность, должен осуществляться, в данном случае в соответствие с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 30 ноября 2000 года о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова через пункты пропуска, открытые для международного сообщения.

При разрешении настоящего дела не рассматривается вопрос о законности направления работодателем иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на основании патента, в служебную командировку за пределы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, ФИО1 обоснованно привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 18.1 КоАП РФ и оснований для удовлетворения его жалобы, не имеется.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление врио заместителя начальника Отдела - начальника ОРО Отдела (погк) в г. Себеже ПУ ФСБ России по Псковской области от 30 июня 2016 года и решение судьи Себежского районного суда Псковской области от 22 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда подпись В.В. Радов

Копия верна:

Судья Псковского областного суда В.В. Радов