Судья Капустина Н.С. Дело № 21-19/2022
37RS0012-01-2021-002441-25
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 20 января 2022 года
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Щучкина В.Н. в интересахгенерального директора Закрытого акционерного общества «Родниковский машиностроительный завод» ФИО1 на решение судьи Родниковского районного суда Ивановской области от 30 ноября 2021 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 № № от 30 июля 2021 года генеральный директор ЗАО «Родниковский машиностроительный завод» (далее ЗАО «РМЗ»)ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Родниковского районного суда Ивановской области от 30 ноября 2021 года постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеупомянутым постановлением, защитник Щучкин В.Н. в интересахгенерального директора ЗАО «РМЗ» ФИО1обратился с жалобой, в которой просил отменить постановление должностного лица и решение судьи первой инстанции.
В обоснование жалобы указывает, что постановка на государственный учет вновь введенных в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к объектам I, II, III и IV категорий в соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. ЗАО «РМЗ» эксплуатирует артезианские скважины, которые должны быть поставлены на учет с 2009 года. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 № 2398, которым утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, вступило в законную силу только 1 января 2021 года. Полагает, что для подачи заявки о постановке на государственный учет артезианских скважин предприятию должно быть отведено 6 месяцев с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления. В противном случае предприятия, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, будут находиться в неравном положении с предприятиями, где такие объекты только вводятся в эксплуатацию.
Считает возможным также прекращение производства по делу по малозначительности.
Извещенные надлежащим образом о дате, месте судебного заседания ФИО1, должностное лицо и природоохранный прокурор в судебное заседание не явились. От руководителя межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Явившемуся в судебное заседание защитнику Щучкину В.Н. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Ходатайств и отводов не заявлено.
В судебном заседании защитник Щучкин В.Н. жалобу поддержал. В дополнениях к жалобе указал, что в силу общего правила определения территориальной подсудности, установленного ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения. Компетентным органом по осуществлению постановки на учет объектов является Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям, расположенное в Октябрьском районе г. Иваново, в связи с чем дело подсудно Октябрьскому районному суду г. Иваново. Полагает, что дело рассмотрено с нарушением правил подсудности. В обоснование довода о малозначительности указал на то, что предприятие подало заявку о постановке на государственный учет артезианских скважин 18 июня 2021 года.
Выслушав защитника, оценив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, нахожу обжалуемое судебное решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа в том числе на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) - государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Пунктами 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", вступившим в силу 1 января 2021 года, утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Согласно под. 4 п. 6 вышеназванных Критериев № 2398, объекты на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность исключительно по добыче подземных вод, за исключением осуществления на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки), относятся к объектам III категории.
В соответствии с п. 10 Критериев осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров сутки) является основанием для отнесения соответствующего объекта к IV категории негативного воздействия на окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО «РМЗ» с 2009 года эксплуатирует 13 артезианских скважин, расположенных на территгории Родниковского района Ивановской области.
Деятельность по добыче вод из указанных скважин осуществляется на основании лицензии на пользование недрами ИВА № от 25.02.2009 года, выданной Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области.
Генеральный директор ЗАО «РМЗ» ФИО1 привлечен к административной ответственности за неподачу заявки на постановку на государственный учет артезианских скважин, которые эксплуатирует предприятие.
Указанное нарушение выявлено в ходе проведенной Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в период времени с 18 по 30 июня 2021 года проверки исполнения федерального законодательства при использовании недр, связанном с добычей подземных вод ЗАО «РМЗ».
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым судьей первой инстанции при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. К числу этих доказательств относятся: лицензия на недропользование серии ИВА № №, выданная 25 февраля 2009 г. Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области; постановление исполняющего обязанности Ивановского межрайонного природоохранного прокурора советника юстиции Гречаник М.В. от 30 июня 2021 г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.46 КоАП РФ в отношении генерального директора ЗАО «РМЗ» ФИО1; свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет № № от 8 июля 2021 года, выданное ЗАО «РМЗ»; копия приказа о вступлении в должность генерального директора № 18 от 15 июня 2020 года; решение о проведении проверки заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягина А.А. № № от 15 июня 2021 года и иные.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Довод жалобы об отсутствии в бездействии ФИО1 состава административного правонарушения в связи с подачей им заявки на постановку артезианских скважин на государственный учет в течение 6 месяцев с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" не может быть признан обоснованным.
Положения ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предписывают совершить указанные действия в течение 6 месяцев с момента введения вышеуказанных объектов в эксплуатацию.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" сроков подачи заявки о постановке на государственный учет таких объектов не содержит. Следовательно, обязанность подать заявку у генерального директора ЗАО «РМЗ» возникла с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" ( с 1 января 2021 года).
Подача заявки 18 июня 2021 года, в день начала прокурорской проверки, от административной ответственности ФИО1 не освобождает, а свидетельствует об устранении правонарушения.
Назначенное ФИО1 наказание соответствует требованиям ст.4.1 КоАП РФ и является минимально возможным.
С учетом значительного количества объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которые не были поставлены на государственный учет, оснований для применения к ФИО1 положений ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности не имеется.
Правила подсудности судьей районного суда соблюдены. Вменяемое в вину ФИО1 правонарушение характеризуется бездействием, поэтому местом его совершения является место выполнения ФИО1 своих должностных обязанностей по адресу: <адрес>
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Родниковского районного суда Ивановской области от 30 ноября 2021 года, вынесенное в отношении генерального директора Закрытого акционерного общества «Родниковский машиностроительный завод» ФИО1,
оставить без изменения, жалобу защитника Щучкина В.Н.,- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ивановского областного суда Н.А. Матвеев