судья ФИО5 дело № 7-1/2016
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 15 января 2016 года
Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре: Петровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» по доверенности ФИО1 на решение Советского районного суда г. Астрахани от 11 ноября 2015 года по делу о привлечении ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 11 ноября 2015 года постановление административного органа от 24 сентября 2015 года оставлено без изменения, а жалоба ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» на данное постановление – без удовлетворения.
В жалобе ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» ставит вопрос об отмене решения суда с прекращением производства по делу. Общество указывает, что административный орган в рамках одной проверки вынес в отношении компании два постановления о назначении административного наказания. В результате указанных действий, по мнению представителя общества, ухудшилось положение последнего.
Выслушав представителя ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» по доверенности ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост». При осмотре территории (ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что на территории общества по адресу: <адрес> имеется накопление (временное хранение) отходов с нарушением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, а именно: территория захламлена отходами строительного материала (битыми железобетонными конструкциями). Поверхность места складирования отходов у причальной стенки должным образом не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; по периметру открытой площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Специалистами произведен отбор проб отхода в количестве одной штуки на производственной территории учреждения. Согласно отчету лаборатории ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от ДД.ММ.ГГГГ отобранная проба отхода относится к IV классу опасности.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет административную ответственность. Санкция данной статьи для юридических лиц предусматривает ответственность в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит к отходам производства и потребления остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица в процессе хозяйственной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования. Складирование и хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, является накоплением отходов. Следовательно, юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны соблюдать требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования. Частью 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления на почву. В силу пунктов 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 2 1.7 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы» отходы производства и потребления разрешается временно хранить в производственных или вспомогательных помещениях, в нестационарных складских помещениях, в резервуарах, накопителях, на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках (навалом) должны соблюдаться следующие правила: поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
По данному делу установлено нарушение ООО «Строительная компания «Астраханский автомост» требований статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктов 1,2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. Выявлены места накопления твердых бытовых отходов, которые специально не оборудованы для сбора отходов производства и потребления в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами. При этом суд второй инстанции учитывает, что в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (классификационный номер 8 22 301 01 21 5) относится к отходам производства и потребления. Соответственно, их временное размещение на территории учреждения возможно только с соблюдением санитарных правил и норм, что не выполнено. Это образует состав административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах, суд второй инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» вменяемого по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях состава правонарушения, подтвержденного совокупностью собранных в ходе административного производства доказательств.
Материалы настоящего дела об административном правонарушении позволяют сделать вывод о том, что взятие проб и образцов производилось в соответствии с положениями статьи 26.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соответствующий протокол составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 27.10 Кодекса. Протокол и постановление подписаны уполномоченным на то должностным лицом контролирующего органа.
Доводы жалобы о нарушении права на участие в рассмотрении административного материала противоречат материалам дела, которые содержат сведения о надлежащем извещении ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного материала (письма об извещении юридического лица, уведомления). По делу не установлено доказательств того, что административный орган не создал условия для возможности реализации юридическим лицом, привлекаемым к ответственности, предоставленных прав. При производстве по делу юридическое лицо в полном объеме воспользовалось своими процессуальными правами, не лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Довод жалобы о том, что в отношении общества в рамках одной проверки, неправомерно возбуждено несколько дел об административных правонарушениях, является несостоятельным. Каждый факт нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и, соответственно, влечет назначение административного наказания. Законодательством не установлено препятствий для составления нескольких постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, выявленных в рамках одной проверки. В связи с тем, что ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» совершены несколько самостоятельных административных правонарушений, в отношении данного юридического лица вынесено несколько постановления о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и является минимальным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, а жалобу ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост» - без удовлетворения.
Мотивированное решение вынесено 15 января 2016 года.
Судья Астраханского
областного суда ФИО4