ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1/2022 от 20.01.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело №21-1/2022

Судья Афашагов М.М. (№21-107/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

20 января 2022 года г.Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Тлуповой А.М., с участием представителя Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики - Кубаева Мурата Керамовича, действующего по доверенности от 05 апреля 2021 года , заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Готыжева М.Х., судебного пристава - исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Хромова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики - Кубаева Мурата Керамовича на постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Готыжева М.Х. от 28 июля 2021 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики,

УСТАНОВИЛ:

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Частью 1 статьи 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 17 февраля 2012 года N 2-РЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечивается предоставление дополнительных гарантий права на имущество и жилые помещения в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи 6 в целях обеспечения дополнительных гарантий права на имущество и жилые помещения в соответствии с частью 1 настоящей статьи Правительство Кабардино-Балкарской Республики устанавливает порядок предоставления лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4.7 Положения о Министерстве просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино – Балкарской Республики от 19 августа 2014 года N 178-ПП, Министерство уполномочено осуществлять реализацию государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 сентября 2013 года N 257-ПП ( в редакции Постановления от 3-го декабря 2019 года) утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кабардино-Балкарской Республики по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее Порядок).

Согласно пунктам 3, 6, 7, 8 Порядка предоставление специализированных жилых помещений осуществляется однократно. Министерство формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17 февраля 2012 года N 2-РЗ, ежегодно до 1 февраля оформляет и утверждает приказом выписку из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигающих возраста 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавших свое право на жилое помещение, а также у которых срок пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях завершится в очередном (следующем) году. Министерство просвещения КБР является уполномоченным органом по приобретению, предоставлению жилых помещений и по заключению договоров найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К 18 июня 2021 года на исполнении Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (далее УФССП России по КБР) было 266 исполнительных производств, возбужденных на основании вступивших в законную силу решений районных (Нальчикского городского суда) судов Кабардино-Балкарской Республики о возложении на Министерство просвещения КБР обязанности предоставления вне очереди 266 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения.

Так, решением Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03 декабря 2012 года по иску прокурора Баксанского района Кабардино-Балкарской Республики на Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (далее Министерство, Министерство просвещения КБР) возложена обязанность выделить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в пределах Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (л.д.45-47).

На основании исполнительного листа (документа) ВС от 03 декабря 2012 года судебным приставом – исполнителем Нальчикского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской ФИО2 (далее – УФССП России по КБР) Готыжевым М.Х. 30 января 2013 года было возбуждено исполнительное производство (л.д.47 ).

Мотивируя длительностью неисполнения Министерством просвещения КБР находящихся в производстве исполнительных документов, выданных на основании судебных решений об обеспечении детей – сирот жилыми помещениями, судебный пристав - исполнитель Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР Хромов В.В. письмом от 18 июня 2021 года на основании статей 12, 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» и статей 6, 64, 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» выдал Министерству требование в срок до 29 июня 2021 года исполнить вышеуказанные 266 исполнительных листов, выданных на основании вступивших в законную силу решений районных (Нальчикского городского суда) судов Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении вне очереди 266 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения, в том числе и исполнении исполнительного листа ВС от 03 декабря 2012 года, выданного на основании решения Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03 декабря 2012 года о предоставлении ФИО3 специализированного жилого помещения (л.д. 22-28).

В ответ на указанное требование письмом от 29 июня 2021 года Министр просвещения КБР Езаов А.К. сообщил Хромову В.В. о том, что исполнение выданного Министерству требования об обеспечении 266 лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями к 29 июня 2021 года не возможно в силу отсутствия надлежащего финансирования, поскольку на 01 января 2021 года число детей - сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, достигших возраста 14 лет и старше, в Кабардино – Балкарской Республике составляет 1460 человек, на 01 июня 2021 года – 1468, из них достигших 18 лет - 1126 человек. На 2021 год на предоставление жилых помещений указанной категории лиц в бюджете Республики предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей, из которых - <данные изъяты> тыс. рублей, из средств федерального бюджета и <данные изъяты> рублей из бюджета Кабардино – Балкарской Республики. Кроме того, в письме было указано, что в текущем году бюджету Кабардино – Балкарской Республики осуществлен возврат не использованных в 2020 году средств субсидии из федерального бюджета в объеме <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей из республиканского бюджета (л.д. 29-32).

Ссылаясь на указанные обстоятельства неисполнения Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, выданного 18 июня 2021 года требования о предоставлении вне очереди 266 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений до 29 июня 2021 года, 19 июля 2021 года судебный пристав - исполнитель Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР Хромов В.В. составил в отношении Министерства 262 протоколов об административных правонарушениях по признакам части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В том числе по настоящему делу составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что Министерство просвещения КБР не исполнило требование Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР от 18 июня 2021 года об исполнении до 29 июня 2021 года исполнительного листа ВС от 03 декабря 2012 года, выданного на основании решения Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03 декабря 2012 года о предоставлении ФИО3 специализированного жилого помещения (л.д. 39).

По результатам рассмотрения указанного протокола и приложенных к нему материалов, постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Готыжева М.Х от 28 июля 2021 года Министерство просвещения КБР привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей (л.д.41-44).

Министерство признано виновным в неисполнении исполнительного листа ВС от 03 декабря 2012 года и не предоставлении ФИО3 специализированного жилого помещения в срок до 29 июня 2021 года, установленный в требовании судебного пристава - исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР Хромова В.В. от 18 июня 2021 года.

Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2021 года данное постановление оставлено без изменения, а жалоба Министерства просвещения КБР – без удовлетворения (л.д.52-56).

Копия решения судьи была вручена представителю Министерства 29 октября 2021 года (л.д.57).

Не согласившись с вышеуказанными постановлением и решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики, представитель Министерства просвещения КБР Кубаев М.К. 08 ноября 2021 года через Нальчикский городской суд подал в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики жалобу, в которой просит отменить указанные акты и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Как указано в жалобе, в сводном общереспубликанском списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по муниципальным районам и городским округам Кабардино-Балкарской Республики по состоянию на момент подачи жалобы состоит 1121 человек. Возможности Министерства просвещения КБР как исполнительного органа, уполномоченного осуществлять реализацию государственной политики по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависят от размера финансирования расходов на приобретение жилых помещений для указанной категории граждан. Указанное финансированное в настоящее время и в течение всех предыдущих лет существенно ниже реальных потребностей.

Так, для полного обеспечения специализированным жильем детей-сирот, состоящих в настоящее время в сводном общереспубликанском списке требуется более миллиарда рублей, а ежегодное финансирование составляет менее ста миллионов рублей.

В частности, Законом Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2019 года № 45-РЗ «О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» по статье «предоставление жилых помещений детям-сиротам» предусмотрены денежные средства в размере на 2020 год - <данные изъяты> рублей, на 2021 год – <данные изъяты> рулей.

Министерством просвещения КБР своевременно используются предоставляемые ассигнования на приобретение специализированного жилья, однако в силу недостаточности этих средств имеет место задержка в обеспечении всех детей сирот, включенных в сводный общереспубликанский список, в состав которых входят и лица – взыскатели по 266 исполнительным производствам, находящимся на исполнении в службе судебных приставов. При этом указанные 266 лиц - взыскателей по исполнительным листам, находящимся в производстве Управления ФССП России по КБР, включены в общий сводный республиканский список на общих началах и не имеют преимущественных прав перед другими лицами в списке, могут быть обеспечены жильем только в порядке занимаемой очереди в данном списке.

В силу данных обстоятельств нет вины Министерства просвещения КБР в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, поскольку Министерство, по независящим от него причинам не имело возможности обеспечения всех состоящих в сводном списке детей – сирот, в том числе и взыскателей по 266 исполнительным производствам, социальным жильем, в том числе и в период, назначенный по требованию судебного пристава – исполнителя от 18 июня 2021 года.

Министерством принимались и принимаются все зависящие от него меры, направленные на увеличения финансирования.

В январе 2020 года Министерством разработан проект расчета потребности в средствах на обеспечение жильем детей-сирот на 2020-2025 годы для ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению детей-сирот старше 18 лет, включенных в списки нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на 1 января 2020 года, который представлен в Правительство Кабардино-Балкарской Республики.

Административный орган при вынесении постановлений о привлечении Министерства просвещения КБР к административной ответственности и суд первой инстанции при разрешении жалобы Министерства на эти постановления не учли данные обстоятельства, а также то, что ежегодно при формировании бюджета Кабардино – Балкарской Республики Министерство письменно обращается в адрес Правительства Кабардино-Балкарской Республики с ходатайством о выделении бюджетных ассигнований на осуществление полномочий Министерства по обеспечению жильем данной категории граждан, с предоставлением данных всех детей- сирот, включенных в сводный республиканский список и расчетом денежных средств, необходимых для обеспечения их социальным жильем.

По инициативе Министерства просвещения КБР Главой Кабардино-Балкарской Республики К.В. Коковым В.М. в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина направлено письмо от 10 июля 2019 года с просьбой рассмотреть возможность дополнительного выделения субсидий из федерального бюджета в объемах <данные изъяты> млн. рублей ежегодно, для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в 2020 - 2022 годах, что позволило бы в трехлетний период решить вопрос стопроцентного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины Министерства в несвоевременном обеспечении детей – сирот социальным жильем, по мнению заявителя жалобы, являлись основанием для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу об административном правонарушении, что было проигнорировано в ходе производства по делу административным органом и судом первой инстанции.

В судебном заседании представитель Министерства просвещения КБР Кубаев М.К. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Заместитель начальника отделения - старший судебный пристав Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по КБР Готыжев М.Х. и судебный пристав - исполнитель Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по КБР - Хромов В.В. просили жалобу Министерства просвещения КБР отклонить, полагая обжалуемые акты законными и обоснованными.

Изучив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 2 указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным Федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Министерства просвещения КБР к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 19 июля 2021 года и постановлении заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР Готыжева М.Х. от 28 июля 2021 года выводы о неправомерном неисполнении Министерством содержащегося в исполнительном листе ВС от 03 декабря 2012 года, выданном на основании решения Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03 декабря 2012 года, требования о предоставлении ФИО3 специализированного жилого помещения до 29 июня 2021 года - в срок, установленный судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР Хромовым В.В. в требовании от 18 июня 2021 года, выданном после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству .

Суд первой инстанции согласился с постановлением должностного лица административного органа о привлечении Министерства просвещения КБР к административной ответственности, однако состоявшееся по делу судебное решение нельзя признать законным по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ( часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

По настоящему делу вывод о виновном неисполнении Министерством просвещения КБР исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, сделан без исследования и оценки существенных обстоятельств по делу и положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно статье 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N 229-ФЗ), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее Федеральный закон N 118-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации ( часть 1 статьи 14 Федерального закона N 118-ФЗ).

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Привлечение Министерства просвещения КБР к административной ответственности административным органом и судом первой инстанции, обосновано закрепленной вышеприведенными нормами, обязательностью исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, обязательностью исполнения законных требований судебного пристава-исполнителя и неисполнением Министерством в срок до 29 июня 2021 года требования судебного пристава – исполнителя от 18 июня 2021 года об исполнении исполнительных листов в отношении 266 лиц, отнесенных к детям – сиротам, в том числе исполнительного листа ВС от 03 декабря 2012 года, выданного в пользу взыскателя ФИО3

Между тем факт неисполнения Министерством просвещения КБР исполнительного листа ВС от 03 декабря 2012 года сам по себе не свидетельствует о виновности Министерства в данном неисполнении и наличии в его действиях (бездействии) состава инкриминированного правонарушения, поскольку в силу действующего федерального и регионального законодательства приобретение жилых помещений детям – сиротам осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год, а также субсидий, поступающих на эти цели из федерального бюджета. Исполнение возложенных на Министерство просвещения КБР полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам возможно только лишь при организации Правительством Кабардино-Балкарской Республики соответствующей работы по финансированию расходов на это.

Вопрос об исполнении надлежащим образом Правительством Кабардино-Балкарской Республики обязанности по финансированию обеспечения детей сирот специализированным жильем административным органом и судом не исследовался.

Согласно пункта 2 и 4 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Кабардино-Балкарской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино – Балкарской Республики от 20 ноября 2013 N 300-ПП (далее Порядок формирования специализированного жилищного фонда) приобретение жилых помещений осуществляется Министерством просвещения КБР за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год, а также субсидий, поступающих в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики на эти цели из федерального бюджета, на основании списка, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), сформированного уполномоченным органом. Уполномоченный орган (Министерство) представляет в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики до 1 июля текущего года информацию об объемах средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, необходимых для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на очередной финансовый год и на плановый период.

Административный орган и суд первой инстанции, разрешая дело, не исследовали вопрос о выделении Министерству просвещения КБР бюджетных средств для приобретения специализированного жилья в необходимом размере, тогда как выяснение данного вопроса в рассматриваемом случае имеет правовое значение для установления виновности Министерства просвещения в совершении вмененного правонарушения.

Как следует из материалов дела, на момент составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу в сводном общереспубликанском списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по муниципальным районам и городским округам Кабардино-Балкарской Республики, состоит 1 121 человек.

В этом списке состоят и те 266 лиц, в отношении которых были вынесены судебные акты о возложении на Министерство просвещения КБР обязанности обеспечить специализированным жилым помещение, исполнительные листы, по которым находятся в производстве Управления ФССП России по КБР и послужили основанием для выдачи требования судебного пристава-исполнителя Хромова В.В. от 18 июня 2021 года.

Доводы Министерства просвещения о том, что с каждым годом количество лиц, находящихся в указанном списке растет, поскольку для удовлетворения их потребностей в приобретении специализированного жилья требуется более миллиарда рублей, а ежегодное финансирование данного вопроса осуществляется в размере менее <данные изъяты> миллионов рублей, административный орган и суд первой инстанции оставили без проверки и оценки, формально указав, что не было объективных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения Министерством требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

С таким подходом к решению вопроса о виновности согласиться нельзя, поскольку виновность лица, привлекаемого к ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в умышленном неисполнении требований исполнительного документа без уважительных причин при наличии у него возможности надлежащего исполнения указанного документа.

В данном случае, в материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о том, что Министерство просвещения КБР не исполняло, предусмотренные пунктом 4 Порядка формирования специализированного жилищного фонда обязанность по представлению в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики до 1 июля текущего года информации об объемах средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, необходимых для приобретения жилых помещений для детей-сирот на очередной финансовый год и на плановый период и нет доказательств того, что на дату выдачи требования судебного пристава- исполнителя Хромова В.В. от 18 июня 2021 года и в предыдущие годы Министерство получало финансирование в размере, необходимом для приобретения специализированного жилья всем детям-сиротам, включенным в ежегодные сводные списки этих лиц.

Так, финансирование Министерства просвещения КБР по статье «предоставление жилых помещений детям-сиротам» составило в 2020 году <данные изъяты> рублей, на 2021 год – <данные изъяты> рублей.

В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные обстоятельства, а также обстоятельства, связанные с выдачей судебным приставом - исполнителем Хромовым В.В. требования от 18 июня 2021 года, положенного в обоснование возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, предметом исследования и оценки административного органа при вынесении обжалуемого постановления и суда первой инстанции при вынесении решения от 21 октября 2021 года не являлись.

Согласно пунктам 5 и 6 Порядка формирования специализированного жилищного фонда приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется: путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики на первичном или вторичном рынке жилья у физических и/или юридических лиц; посредством строительства (участия в долевом строительстве) жилых домов на территории Кабардино-Балкарской Республики с оформлением объекта (доли в объекте) капитального строительства в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики.

Жилые помещения приобретаются в соответствии с законодательством, действующим в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год.

Таким образом, уполномоченный орган - Министерство просвещения КБР в реализации своих полномочий по приобретению жилых помещений для детей – сирот, во-первых, ограничен размером выделенных ему на соответствующий финансовый год бюджетных средств, во-вторых, реализация этих полномочий требует определенных временных затрат, существенно более чем 10 дней, поскольку приобретение жилья может иметь место только путем покупки жилых помещений, посредством объявления аукционов или посредством строительства жилых помещений подрядчиками выбранными также путем проведения аукционов.

Без учета приведенных положений норм, регулирующих порядок приобретения уполномоченным органом Кабардино – Балкарской Республики жилых помещений для детей сирот, административный орган - Управление ФССП России по КБР требованием от 18 июня 2021 года обязал Министерство просвещения КБР в срок до 29 июня 2021 года исполнить 266 исполнительных листов, выданных на основании вступивших в законную силу решений районных (Нальчикского городского суда) судов Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении вне очереди 266 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения, в том числе и исполнение исполнительного листа от 03 декабря 2012 года в отношении ФИО3

Требование осталось неисполненным, что послужило основанием для составления приставом - исполнителем Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по КБР Хромовым В.В. в отношении Министерства 262 протоколов об административных правонарушениях по признакам части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которым постановлениями заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по КБР Готыжева М.Х. Министерство просвещения КБР привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

По настоящему делу постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по КБР Готыжева М.Х от 28 июля 2021 года Министерство признано виновным в неисполнении исполнительного листа ВС от 03 декабря 2012 года и не предоставлении ФИО3 специализированного жилого помещения в срок до 29 июня 2021 года, установленный в требовании судебного пристава - исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР Хромова В.В. от 18 июня 2021 года.

Оставление без изменения указанного постановления должностного лица административного органа от 28 июля 2021 года суд первой инстанции мотивировал законностью выданного Управлением ФССП России по КБР Министерству просвещения КБР и неисполнением данного требования Министерством.

Вместе с тем, законность требований пристава - исполнителя предполагает его исполнимость, а суд не выяснил было ли исполнимым требование судебного пристава- исполнителя к Министерству просвещения КБР от 18 июня 2021 года в течение 10 дней до 29 июня 2021 года приобрести специализированное жилье для 266 лиц, отнесенных к категории детей – сирот, в том числе и для ФИО3, тогда как с учетом вышеприведенных положений Порядка формирования специализированного жилищного фонда, приобретение такого жилья возможно только на торгах путем покупки на первичном или вторичном рынке жилья, либо участия в долевом строительстве жилых домов.

Кроме того, ни административный орган, ни суд не выяснили, располагало ли Министерство просвещения КБР в июне 2021 года денежными средствами для приобретения жилья указанным взыскателям по исполнительным листам. По материалам дела общая сумма, выделенная Министерству просвещения КБР на приобретение жилых помещений детям – сиротам в 2021 году составило 78 850800 рублей и указанная сумма в течение 2021 года была реализована Министерством в полном объеме на приобретение 81 жилого помещения (л.д.130-138).

Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о том, имелась ли у Министерства просвещения КБР возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Указав в решении, что оснований для применения по настоящему делу части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции никак не мотивировал данный вывод.

Между тем, из дела следует, что ежегодно при формировании бюджета Кабардино – Балкарской Республики Министерство письменно обращается в адрес Правительства Кабардино – Балкарской Республики с ходатайством о выделении необходимых бюджетных ассигнований на осуществление полномочий Министерства по обеспечению жильем граждан, отнесенных к категории детей сирот с предоставлением данных о количестве лиц, включенных в сводный республиканский список и расчетом денежных средств, необходимых для обеспечения их социальным жильем.

Так, в письмах от 16 и 08 ноября 2016 года и ; от 08 августа 2019 года ; 09 сентября 2020 года , поданных в период обсуждения проекта бюджета Кабардино – Балкарской Республики на следующий год, Министерство просвещения КБР ставит вопрос о необходимости увеличить размер, предусмотренных проектами бюджета ассигнований Министерству дополнительно для приобретения детям-сиротам, состоящим в сводном списке: на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов вместо предусмотренных проектом <данные изъяты> рублей- <данные изъяты> рублей; на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотреть дополнительно <данные изъяты> рублей; на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов предусмотреть дополнительно <данные изъяты> рублей (л.д.72-85).

Отклоняя жалобу Министерства просвещения, суд не мотивировал в связи с чем указанные обращения Министерства просвещения КБР не признаны обращениями, направлявшимися в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований на осуществление полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению специализированным жильем детей-сирот, влекущими, в случае невыделения бюджетных ассигнований прекращение производства по делу об административном правонарушении в порядке части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подобное рассмотрение жалоб в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При вышеизложенных обстоятельствах решение судьи Нальчикского городского суда от 21 октября 2021 года, вынесенное в отношении Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - возвращению судье Нальчикского городского суда на новое рассмотрение жалобы на постановление должностного лица.

При новом рассмотрении жалобы на постановление должностного лица суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, выяснить и оценить обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, заявленные доводы и собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино – Балкарской Республики,

РЕШИЛ:

жалобу представителя Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики - Кубаева М.К. удовлетворить частично.

Решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики отменить.

Дело возвратить в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики на новое рассмотрение жалобы представителя Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики - Кубаева М.К. на постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Готыжева М.Х. от 28 июля 2021 года

Судья Л.М. Бабугоева