ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1ПО от 17.01.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

дело № 21-1 поступило 22 ноября 2018 г.

судья Ивахинова Э.В.

РЕШЕНИЕ

17 января 2019 г. г. Улан-Удэ

Судья Верховного суда Республики Бурятия Захаров Е.И.,

при секретаре Абзаевой В.И.,

рассмотрев жалобу представителя Бурприроднадзор ФИО1 на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды от 12 сентября 2018 года МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Решением судьи Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 октября 2018 года постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Обращаясь в вышестоящий суд с жалобой, представитель Бурприроднадзор ФИО1 просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Представитель Бурприроднадзор ФИО1 доводы жалобы поддержала.

Представитель МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» ФИО2, представитель Курумканского районного Управления образования ФИО3, считает, что оснований для отмены решения не имеется.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, уд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела в период с 02 июля 2018 года по 25 июля 2018 г. специалистами Бурприроднарзор была проведена плановая проверка МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы». В ходе проверки было установлено, что вобоснабжение МБДОУ Улюханский детский сад «Ургы» происходит путем забора воды из подземной скважины по водопроводу. Скважина расположена в здании котельной на территории земельного участка МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» и имеет глубину 20 метров. На момент проверки, лицензия на пользование участком недр в целях водоснабжения, отсутствовала.

Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах (ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно преамбулы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (абзац 2 ст. 19 Закона о недрах).

Согласно пункту 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденной председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр ..., не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).

Принимая решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, районный суд посчитал, что детский сад скважиной не пользуется, а пользуется водой, предоставленной по договору на подвоз холодной воды, заключенного с ИП ФИО4

Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом нельзя согласиться по следующим основаниям.

В материалах дела отсутствуют и представителями МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» не представлены доказательства, подтверждающие выполнение договора на подвоз холодной воды от 01.01.2018 г. (акты выполнения данного договора, произведенную оплату).

Кроме того, представителем Бурприроднадзор представлено письмо заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ, из которого следует, что при проведение проверки данного детского сада в 2013 г. и проверки исполнения ранее выданного предписания в 2015 г., водоснабжение осуществлялась из скважины.

Из данного письма также следует, что холодная и горячая вода подведена ко всем моечным ваннам и раковинам через смесители посредством распределительной сети.

Таким образом, вывод суда об отсутствии в действиях МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ является незаконным и решение подлежит отмене.

Также, районным судом не проверены доводы представителя МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» о том, что лицензия не требуется, так как детский сад не является субъектом предпринимательской деятельности.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение в районный суд, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.

Кроме того, в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.

Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения юридического лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу решение Баргузинского районного суда РБ признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в районный суд невозможно, постановление старшего государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды от 12 сентября 2018 года также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды от 12 сентября 2018 года, решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 октября 2018 года вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.

Судья Е.И. Захаров