ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-200/18 от 08.08.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело №21-200/2018 судья Осипова О.В.

РЕШЕНИЕ

08 августа 2018 года г. Тверь

Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 26 марта 2018 года № 04, решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 21 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора супермаркета «Пятерочка» ФИО1,

установил:

постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 26 марта 2018 года № 04 директор супермаркета «Пятерочка» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения (л.д. 6-9).

Решением судьи Кимрского городского суда Тверской области от 21 мая 2018 года постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 26 марта 2018 года № 04 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (л.д. 80-85).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, ФИО1, ссылаясь на положения Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ), просит состоявшиеся постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения (л.д. 93-99).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении, не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, в связи с чем судья областного суда на основании п.п. 2, 4 ч. 2 ст.30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ наступает за Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, 29 января 2018 года в Межрайонную ИФНС России № 4 по Тверской области поступило заявление Б.Л.В.., согласно которому ДД.ММ.ГГГГБ.Л.В. приобрела один лотерейный билет ВГЛ 4 Спорт «Русское лото» в супермаркете «Пятёрочка», расположенном по адресу: <адрес>. При этом, продавцом супермаркета «Пятёрочка» паспорт у Б.Л.В. затребован не был, тем самым не установлена личность и ее данные, позволяющие ее идентифицировать как физическое лицо, а затребован лишь номер телефона (л.д. 72).

29 января 2018 года должностным лицом Межрайонный ИФНС России № 4 по Тверской области возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе проведения административного расследования 02 февраля 2018 года должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области произведен осмотр супермаркета «Пятёрочка», расположенного по адресу: <адрес>. При осмотре должностными лицами установлена деятельность ООО «Копейка-Москва» по организации и обеспечению процесса распространения лотерейных билетом ВГЛ 4 Спорт «Русское лото» и ВГЛ 4 Спорт «Жилищная лотерея» (оператор – АО «Государственные спортивные лотереи», организатор – Министерство спорта Российской Федерации). ООО «Копейка-Москва» выступает в качестве распространителя лотереи. Указанные билеты размещены на кассовом узле супермаркета «Пятёрочка» в доступном месте для обзора клиентов. В данном супермаркете отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие идентификацию клиентов, представителей и выгодоприобретателей при реализации лотерейных билетов, а также выплате, передаче или предоставлении выигрыша (л.д. 46-47).

19 марта 2018 года главным государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении директора супермаркета «Пятерочка» ФИО1 (л.д. 50-52), по результатам рассмотрения которого постановлением должностного лица от 26 марта 2018 года ФИО1 привлечена к административной ответственности (л.д. 6-9).

Судья городского суда, оценив представленные в деле доказательства, пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 чт. 15.27 КоАП РФ, и, как следствие, законности и обоснованности вынесенного должностным лицом постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности.

Вместе с тем, с выводом должностного лица и судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения не могу согласиться по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо иного, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ).

В силу ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 и ст. 2.2 КоАП РФ субъекты административных правонарушений подлежат ответственности только при наличии вины.

Так, в силу пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п.п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных п.п. 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

Согласно п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, между АО «Торговый дом «Столото» и ООО «Копейка-Москва» заключен договор от 01 декабря 2015 года № 01-6/15603 на оказание услуг по распространению лотерейных билетов (л.д. 13-18).

Из постановления начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 26 марта 2018 года № 04 следует, что ООО «Копейка-Москва» выступает в качестве распространителя лотереи. Указанные билеты размещены на кассовом узле супермаркета «Пятёрочка» в доступном месте для обзора клиентов. В данном супермаркете отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие идентификацию клиентов, представителей и выгодоприобретателей при реализации лотерейных билетов, а также выплате, передаче или предоставлении выигрыша.

Вместе с тем, исходя из положений ст.ст. 6 и 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ одним из критериев отнесения операции с денежными средствами или иным имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю, является сумма, на которую совершается операция. Идентификация обязательна только для тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной лотерее в размере или свыше 600000 рублей либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или выше. Также распространитель лотереи обязан идентифицировать только тех лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15000 рублей.

Таким образом, продажа лотерейного билета Б.Л.В. на сумму 100 рублей не отвечает критериям отнесения операции с денежными средствами, подлежащей обязательному контролю.

Указанные обстоятельства не позволяют сделать однозначный вывод о наличии в действиях директора супермаркета «Пятерочка» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства приведенные выше обстоятельства должным образом судьей городского суда не проверены, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 26 марта 2018 года № 04, решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 21 мая 2018 года, вынесенные в отношении директора супермаркета «Пятерочка» ФИО1, подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 26 марта 2018 года № 04, решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 21 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора супермаркета «Пятерочка» ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья В.В. Колпиков