ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-200/20 от 19.05.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-200/2020

Судья Мурадова С.Л.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

19 мая 2020 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № 10-11 от 11 ноября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № 10-11 от 11 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 февраля 2020 года, индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу решениями, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить. Считает, что дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с нарушением правил подведомственности, поскольку водный объект - Чебоксарский залив, образующийся от реки Чебоксарка, не относится к акватории Чебоксарского водохранилища и не подлежит федеральному государственному надзору.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ФИО1, извещенной надлежащим образом, выслушав защитника Савину Т.Е., мнение должностного лица, вынесшего постановление, прихожу к следующим выводам.

Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в адрес Управления Росприроднадзора по Чувашской Республики через Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение о том, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в акватории реки Волга (Чебоксарское водохранилище) - Чебоксарский залив.

20 сентября 2019 года в ходе осмотра установлено, что от точки с географическими координатами 56°9"1.67" северной широты 47°15"1.68" восточной долготы до точки с географическими координатами 56°9"1.64" северной широты 47°15"3.83" восточной долготы в акватории реки Волга (Чебоксарское водохранилище) - Чебоксарский залив, расположен понтон - несамоходное плавсредство, используемое для причаливания лодок и катамаранов. На берегу расположены лодки и катамараны, установлена деревянная будка и скамейки. На деревянной будке имеется вывеска, с указанием стоимости услуг проката плавсредств (лодок и катамаранов), копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, правила поведения на воде и оказании помощи пострадавшим на воде.

По состоянию на 20 сентября 2019 года в акватории реки Волга (Чебоксарское водохранилище) - Чебоксарский залив индивидуальным предпринимателем ФИО1 оборудован понтон для причаливания лодок и катамаранов, предоставляемых на прокат, что свидетельствует об использовании ею акватории поверхностного водного объекта, при этом в нарушение требований статей 1, 9, 11, 12 Водного кодекса Российской Федерации договор о водопользования, зарегистрированный в установленном порядке в государственном водном реестре, отсутствовал.

Изложенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а именно: фотоматериалом осмотра, копией свидетельства о ЕГРИП, копиями маршрутных точек, протоколом № 10-37 об административном правонарушении от 3 октября 2019 года, которые получили надлежащую оценку при рассмотрении дела административным органом и жалобы судьей районного суда в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением подведомственности, тщательно проверены судьей районного суда и обосновано опровергнуты.

Согласно части 2 статьи 36 Водного Кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации. На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни объектов, подлежащих соответственно федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов (часть 3 статьи 36 ВК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года № 640 критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов (статья 2 Критериев, утвержденных названным Постановлением).

Вместе с тем использование поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, использование водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год, является критерием их отнесения к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов (пункты «а», «и» части 1 статьи 1 Критериев).

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 640 Министерством природных ресурсов Российской Федерации издан приказ от 18 декабря 2006 года № 288, в соответствии с которым объектами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водных объектов или их частей, используемых для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.

При таких обстоятельствах, поскольку водный объект – Чебоксарский залив, принадлежащий к гидрографической единице – 08.01.04. – Волга от впадения Оки до Кубышевского водохранилища (без бассейна реки Сура), используется, в том числе для нужд города Чебоксары с численностью населения более ста тысяч человек, доводы жалобы заявителя об отсутствии у должностного лица - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования полномочий по рассмотрению настоящего дела об административном лицом правонарушении являются несостоятельными.

Административное наказание индивидуальному предпринимателю ФИО1 назначено в соответствии с санкцией статьи 7.6 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно разрешить дело и жалобу на постановление, должностным лицом и судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № 10-11 от 11 ноября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В.Голубев