ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-200/2023 от 18.10.2023 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Сучилкина И.С.

№ 21-200/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

18.10.2023

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Корниловой Т. А. на постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия от 04.05.2023, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.08.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ, в отношении Корниловой Т. А.,

установил:

постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия от 04.05.2023, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.08.2023, Корнилова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи Корнилова Т.А. не согласна, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Указывает, что дело рассмотрено не всесторонне. Не учтено, что расходные расписания формируются до доведения лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО). Срок формирования расходных расписаний по получателям приказом Минфина Республики Карелия от 12.10.2012 № 383 не установлен. При этом все доведенные до Минтранса Республики Карелия ЛБО на 2022 г. данным министерством распределены по подведомственным получателям в разрезе лицевых счетов 24.12.2021. Одно расходное расписание направлено позднее - 17.01.2022 в связи с отклонением предыдущего. Бюджетная смета сформирована 24.12.2021 в размере средств (...) руб., что соответствует доведенным до Минтранса ЛБО на указанную дату расходным расписанием . В бюджетную смету внесены изменения на указанную в постановлении разницу (...) 30.12.2021 после доведения в указанный день ЛБО 30.12.2021 семью расходными расписаниями на сумму (...) В постановлении в нарушение ст. 158 БК РФ указано, что ЛБО до получателя доводит главный распорядитель, также указано, что ЛБО были распределены Минтрансу 17.12.2021, что противоречит вышеприведенному приказу Минфина Республики Карелия. Минтранс Республики Карелия при формировании бюджетной сметы должен руководствоваться только Порядком, утвержденным приказом Минфина Республики Карелия от 13.06.2018 № 132.

Заслушав Корнилову Т.А., поддержавшую доводы жалобы, главного специалиста отдела административной практики Министерства финансов Республики Карелия (...) составившую протокол об административном правонарушении, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС), в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ. Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), осуществляющим бюджетные полномочия ГРБС, утверждается руководителем этого органа или иным лицом, уполномоченным действовать от имени этого органа.

Согласно п. 2 ст. 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него ЛБО на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Согласно Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденным приказом Минфина России от 14.02.2018 № 26н (далее - Общие требования) ГРБС, в том числе, средств бюджета субъекта РФ, утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений (п. 2). Составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения в установленном порядке ЛБО на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов (п. 6). Смета составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы. Формирование проекта сметы на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) осуществляется в соответствии со сроками, установленными в Порядке ведения сметы (п. 8). Утвержденные сметы с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при формировании сметы, направляются распорядителем бюджетных средств (учреждением) ГРБС не позднее одного рабочего дня после утверждения сметы (п. 13).

В силу подп. 41 п. 9 Положения о Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 370-П, Министерство осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия. Согласно подп. 6 п. 13 данного положения министр утверждает смету расходов в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Карелия.

Приказом Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия от 13.06.2018 № 132 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия и казенных учреждений Республики Карелия, подведомственных ему (Далее - Порядок № 132), который действовал на день вмененного правонарушения.

Согласно п. 3 Порядка № 132 показатели бюджетной сметы утверждаются в пределах доведенных ЛБО на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по выполнению функций Министерства и казенного учреждения, в отношении которого Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - Учреждение).

Согласно п. 13 Порядка к сметам Министерства и Учреждения, представленным на утверждение, прилагаются расчеты (расходы) учреждения по аппарату управления Министерства, Учреждения на текущий (очередной) финансовый год, являющиеся неотъемлемой частью Сметы, согласно приложению 2 к Порядку, приложение обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, использованных при формировании бюджетной сметы по форме согласно приложению 6.

Приложением 6 к Порядку предусмотрена форма расчетов плановых сметных показателей на примере КОСГУ 211.

Приказом Министерства от 27.12.2022 № 321 утвержден новый порядок с аналогичным наименованием (далее – Порядок № 321), который действует с 01.01.2023.

Приказом Министерства финансов Республики Карелия от 12.10.2012 № 383 утвержден Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Республики Карелия, включая внесение изменений в них (далее - Порядок № 383). ЛБО по распорядителям и (или) получателям на очередной финансовый год и на плановый период утверждаются главным распорядителем (распорядителем) одновременно с утверждением бюджетной росписи расходов в пределах ЛБО, утвержденных Министром финансов, по соответствующему главному распорядителю по форме согласно приложению № 5 (п. 12). Главный распорядитель (главный администратор источников) осуществляет распределение бюджетных ассигнований, ЛБО и предельных объемов финансирования (далее - бюджетные данные) по находящимся в его ведении получателям, администраторам источников, формирует расходные расписания (код формы по КФД 05031722) и (или) реестры расходных расписаний (код формы по КФД 05031723) и представляет их в УФК по Республике Карелия (п. 24).

Основанием привлечения Корниловой Т.А. к административной ответственности послужили выявленные 24.10.2022 в ходе плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом от 08.08.2022 № 497, следующие обстоятельства. Корнилова Т.А., как должностное лицо – (...) ответственное за составление, утверждение и ведение бюджетных смет, исполняя свои обязанности по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 28, по состоянию на 24.12.2021 допустила следующие нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет:

1. в нарушение п. 1 ст. 221 БК РФ, п. 13 Общих требований, п. 13 Порядка № 132 к утвержденной 24.12.2021 бюджетной смете на 2022 финансовый год (и на плановый период 2023 и 2024 годов) отсутствуют обоснования (расчеты) плановых сметных показателей по следующим видам расходов: 121; 241; 244 (по КБК 0408.11.3.02.72650, 0408.11.3.04.72680, 0408.11.3.04.72780); 521; 522; 611; 612; 811; в расчете расходов по КОСГУ 211 "Оплата труда" к бюджетной смете на 2022 год итоговая цифра указана без детальных расчетов, в связи с чем отсутствует расчет расходов. Тем самым отсутствуют обоснования (расчеты) плановых сметных показателей;

2. в нарушение п. 2 ст. 221 БК РФ, п. 6 Общих требований, п. 3 Порядка № 132 бюджетной сметой Министерства на 2022 финансовый год (и на плановый период 2023 и 2024 г.г.), утвержденной 24.12.2021, не установлен объем средств субсидии местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия "Развитие транспортной системы" (КБК 0409 11 1 01 43180 521) в сумме на которые доведены ЛБО расходным расписанием от 24.12.2021 . В связи с этим расходная часть бюджетной сметы утверждена на сумму (...) меньшую, чем доведенные ЛБО на указанную выше сумму, и не соответствует сумме ЛБО.

Указанные обстоятельства и вина должностного лица Министерства в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; приказом о проведении выездной проверки в рамках внутреннего государственного финансового контроля; актом проверки утвержденной 24.12.2021 бюджетной сметой на 2022 финансовый год и на плановый период 2023 и 2024 г.г.; изменениями показателей бюджетной сметы от 30.12.2023; расчетами расходов учреждения по различным КОСГУ; сводной бюджетной росписью; утвержденной 22.12.2021 бюджетной росписью расходов Министерства; утвержденными министром 22.12.2021 ЛБО; расходным расписанием от 24.12.2021 оформленным Министерством расходным расписанием от 24.12.2021; измененной бюджетной сметой Министерства от 11.01.2022; приказом от 04.12.2017 о переводе Корниловой Т.А. на должность начальника отдела административно-финансового обеспечения Министерства; должностным регламентом; Положением об отделе административно-финансового обеспечения; иными материалами дела; объяснениями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

Доводы жалобы о наличии по смыслу п. 13 Порядка № 132 обязанности привести расчет расходов исключительно по аппарату управления, а не иным видам расходов, не основаны на законодательстве. В данном пункте имеется указание на обязательность приложения к смете обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, использованных при формировании бюджетной сметы. Это согласуется с п. 8 Общих требований, также содержащего указание на составление сметы с обоснованием расчетов плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Ссылка подателя жалобы на направленное в ее адрес разъяснение Минфина России от 07.02.2023 подлежит отклонению. В данном разъяснении, помимо сообщения о необходимости использования форм обоснований плановых сметных показателей, определенных ГРБС бюджета субъекта РФ, также указано на обязанность руководствоваться п. 8 Общих требований.

Реализация полномочий Министерства предполагает необходимость использования значительного количества видов расходов, кроме расходов на аппарат управления. В утвержденной 22.12.2021 бюджетной росписи расходов Министерства (листы 52-55, здесь и далее - листы административного материала), утвержденных министром ЛБО ( листы 56-57), а также самой бюджетной смете, помимо данных расходов, имеются иные указанные выше виды расходов. При этом виды расходов 121; 241; 244 (по КБК 0408.11.3.02.72650, 0408.11.3.04.72680, 0408.11.3.04.72780); 521; 522; 611; 612; 811 не имеют обоснования в нарушение п. 8 Общих положений (листы 34-39). Сведений о наличии такого обоснования в судебном заседании не представлено.

В расчете расходов по КОСГУ 211 "Оплата труда" (л. 32 на об.) продублирована одна и та же сумма фонда оплаты труда без детализации, в том числе, в общей форме, из каких сумм этот показатель складывается.

Доводы жалобы о невозможности предусмотреть в бюджетной смете средства субсидии местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия "Развитие транспортной системы" в связи с не доведением ЛБО также подлежат отклонению. Действительно, п. 6 Общих требований предусматривает включение в смету расходов, которые предусмотрены доведенными в установленном порядке лимитами. Вместе с тем, на дату утверждения министром сметы, подписанной Корниловой Т.А. (24.12.2021) Министерству были доведены средства субсидии расходным расписанием от 24.12.2021 (листы 62, 63). Возможность своевременно осуществить подготовку сметы со включением в нее данной суммы имелась. Указанные средства уже были предусмотрены сводной бюджетной росписью Минфина Республики Карелия (л. 42) и основанными на ней бюджетной росписью расходов Министерства, утвержденной 22.12.2021 (л. 53) и ЛБО от 22.12.2021 с соответствующими бюджетными данными (л. 61). Бюджетная роспись и ЛБО содержат подписи Корниловой Т.А.

Доводов о принятии мер по включению в бюджетную смету приведенных выше необходимых показателей ко дню утверждения сметы суду не заявлено.

В соответствии с приказом о назначении (лист 109), п.п. п.п. 7.11-7.14, 7.21 должностного регламента (л. 113), п. 2.10 изменений к должностному регламенту (л. 124 на об.) Корнилова Т.А. организует ведение бюджетного учета Министерства, осуществляет контроль за составлением и исполнением бюджетной сметы расходов Министерства, вносит предложения по изменению бюджетной сметы, осуществляет расчеты к проекту бюджета, составляет расчеты - обоснования фактической потребности в бюджетных ассигнованиях, осуществляет подготовку обоснований бюджетных ассигнований на планируемый период для государственного органа.

Возглавляемый Корниловой Т.А. отдел административно-финансового обеспечения согласно п.п. 3.12, 4.49, 4.50 положения о данном отделе выполняет функции ГРБС, получателя средств бюджета, главного администратора средств бюджета, администратора доходов бюджета, осуществляет планирование расходов бюджета, составление обоснований бюджетных ассигнований, составление и исполнение бюджетной сметы Министерства, а также формирует расчеты - обоснования потребности в бюджетных ассигнованиях (листы 130, 133).

При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводом судьи о наличии в действиях должностного лица министерства состава административного правонарушения не имеется. Признаков, указанных в ст. 2.9 КоАП РФ, в рамках настоящего дела не усматривается, поскольку проверкой выявлено отсутствие в бюджетной смете органа государственной власти Республики Карелия, выполняющего функции ГРБС, значительного количества расчетов плановых сметных показателей.

Вместе с тем, назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи, что с учетом принятия Корниловой Т.А. впоследствии мер по устранению допущенного нарушения, следует признать правильным. Оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ административным органом правомерно усмотрено не было, с учетом п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018) и имевшего место ранее факта привлечения Корниловой Т.А. к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ (листы 137-139).

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления административного органа и решения судьи, не допущено. Постановление административного органа и решение судьи обстоятельно мотивированы и основаны на правильном толковании бюджетного законодательства и положений КоАП РФ.

Довод жалобы о формировании расходных расписаний до доведения ЛБО не основан на бюджетном законодательстве. Иные доводы жалобы также не опровергают вину в совершении административного правонарушения и обоснованность назначенного наказания.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия от 04.05.2023, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.08.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ, в отношении Корниловой Т. А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

С.В. Щепалов