ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-2015/2022 от 13.07.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Пупынина С.М. Дело N

РЕШЕНИЕ

13 июля 2022 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Смирнов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприродназора 3 на решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 20 апреля 2022 года,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприродназора 3 N от юридическое лицо – АО «Черномортранснефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 20 апреля 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприродназора 3 выразил несогласие с указанным судебным актом, приводя доводы о его незаконности, просил отменить решение судьи районного суда и возвратить дело на новое рассмотрение. Одновременно ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы.

В возражении на жалобу защитник АО «Черномортранснефть» на основании доверенности 4 просил отказать в удовлетворении жалобы, решения суда просил оставить без изменения.

В судебное заседание представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении слушания дела не представил, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела, изучив доводы ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, выслушав защитников АО «Черномортранснефть» - 5, 6, судья краевого суда приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как усматривается из материалов дела, обжалуемое решение судьи районного суда принято ; копия указанного судебного акта вручена заявителю , что следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором «», размещенного на официальном сайте «Почта России». Иных сведений, указывающих на дату получения подателем жалобы копии судебного акта ранее указанной даты, материалы дела не содержат.

Жалоба на решение судьи районного суда направлена в суд (л.д. ), то есть в установленный законом срок на обжалование судебного акта.

Таким образом, судья краевого суда полагает, что предусмотренный законом срок на обжалование решения судьи заявителем не пропущен, оснований для его восстановления не имеется.

Переходя к рассмотрению жалобы по существу, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитников АО «Черномортранснефть» - 5, 6, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с решением заместителя Руководителя Росприроднадзора от N , в период по проведена плановая выездная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - АО «Черномортранснефть».

Так, в часов минут должностным лицом административного органа установлено, что АО «Черномортранснефть» () совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 КоАП РФ, а именно: АО «Черномортранснефть» не обеспечено проведение корректировки инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в проекте предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух на объекте НВОС N , расположенном по адресу: , с учетом изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (источники выбросов загрязняющих веществ: NN 6049, 6048, 0024), а также дополнительно выявленных в ходе проверки источниках выбросов загрязняющих веществ (источник выбросов 0037 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; источник выбросов N 0034 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб; не учтены дыхательные клапаны на источниках NN 6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017), что является нарушением части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 года N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Кроме того, должностным лицом административного органа установлено, что АО «Черномортранснефть» допущено нарушение требований к содержанию программы производственного экологического контроля на объекте НВОС N , расположенном по адресу: Краснодарский край, , а именно: в разделе «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» содержатся сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ NN 6049, 6048, 0024, а также отсутствуют сведения о дополнительно выявленных в ходе проверки источниках выбросов загрязняющих веществ (источник выбросов N 0037 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; источник выбросов N 0034 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб; не учтены дыхательные клапаны на источниках NN 6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017), что является нарушением статьи 67 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.

Принимая решение об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что достаточных доказательств АО «Черномортранснефть» в совершении вменяемого ему административного правонарушения в материалы дела не представлено.

Указанный вывод судья вышестоящей инстанции находит правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Так, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из материалов дела усматривается, что на основании приказа заместителя руководителя Росприроднадзора 7 N от в период с по проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).

В ходе проверки административным органом установлено, что в учетной записи ПТО УНВОС объекта НВОС N порядковые номера организованных источников выбросов и их характеристики не соответствуют данным, отраженным в инвентаризации 2020 года. При проведении выездной проверки АО «Черномортранснефть» на территории объекта НВОС N установлен факт наличия организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 года источник пункт питания учтен как один точечный организованный источник выброса (N 0037), однако имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; емкость с топливом для аварийной ДЭС учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6025), однако емкость с топливом для аварийной ДЭС имеет дыхательный клапан. Емкость для аварийного слива дизтоплива ДЭС учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6052), однако емкость для аварийного слива дизтоплива ДЭС имеет дыхательный клапан, источник Аварийная ДЭС АС1500 КМ РЭ учтен как один точечный организованный источник выброса (N 0034), однако Аварийная ДЭС AC1500 КМ РЭ 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб, источник резервуар РВСп30000 N 3 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6003), однако Резервуар РВСп30000 N 3 имеет дыхательный клапан, источник Резервуары ЖБР10000 NN 7-8 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6001), однако Резервуары ЖБР10000 NN 7-8 имеют дыхательные клапаны, емкость сбора утечек нефти Е-1 на СИКН N 464 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6031), однако емкость сбора утечек нефти Е-1 на СИКН N 464 имеет дыхательный клапан. Емкость сбора утечек нефти Е-2 на СИКН N 464 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6032), однако емкость сбора утечек нефти Е-2 на СИКН N 464 имеет дыхательный клапан, источник СИКН N 464 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6017), однако СИКН N 464 имеет дыхательный клапан.

Также при проведении проверки установлено, что некоторые источники выбросов, указанные в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не функционируют, а именно: стоянка личного автотранспорта сотрудников учтена как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6049), однако, согласно пояснительной записке начальника НПС «Заречье» 8 от , участок земли, указанный как источник 6049, не используется работниками НПС «Заречье» для стоянки автотранспорта, доставка персонала осуществляется вахтовым автобусом НПС; шлифовальные работы на территории НПС учтены как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6048), однако, согласно пояснительной записке начальника НПС «Заречье» 8 от , источник 6048 Точильно-шлифовальный станок демонтирован в ноябре 2020 года; шлифовальные работы на территории НПС учтены как организованный точечный источник выбросов (N 0024), однако, согласно пояснительной записке начальника НПС «Заречье» ЕВ. ФИО1 от , источник 0024 сварочный пост после проведения текущего ремонта здания в ноябре 2020 года используется как склад.

Таким образом, по мнению административного органа, АО «Черномортранснефть» не обеспечило проведение актуализации учетной записи объекта НВОС N , расположенного по адресу: Краснодарский край, , с учетом изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (источники выбросов загрязняющих веществ: NN 6049, 6048, 0024), а также дополнительно выявленных в ходе проверки источниках выбросов загрязняющих веществ (источник выбросов N 0037 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; источник выбросов N 0034 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб; не учтены дыхательные клапаны на источниках NN 6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017), что является нарушением статьи 67 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Приказа Минприроды России от 2 февраля 2018 года N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

В соответствии с частью статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно статьи 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (часть 1).

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (часть 3).

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4).

В соответствии с пунктом 42 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года N 352 (действующего на момент проведения проверки) Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях: изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ; изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов; реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

В силу статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (часть 2).

Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (часть 3).

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 4).

Согласно приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 года N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Программа должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

Однако в судебном заседании районного суда установлено, что АО «Черномортранснефть» обеспечена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), расположенного по адресу: Краснодарский край, (заявка от N ), с присвоением кода объекта НВОС N (II-я категория).

АО «Черномортранснефть» в 2020 году проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате проведенной инвентаризации установлено, что на территории предприятия выявлено 53 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из них 21 организованный и 32 неорганизованных; в атмосферу выбрасывается 362,434861001 т/год загрязняющих веществ.

АО «Черномортранснефть» предоставлена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС N , согласно которой на территории объекта имеются организованные источники выбросов загрязняющих веществ: пункт питания учтен как один точечный организованный источник выброса (N 0037), однако имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; емкость с топливом для аварийной ДЭС учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6025), однако емкость с топливом для аварийной ДЭС имеет дыхательный клапан; емкость для аварийного слива дизтоплива ДЭС учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6052), однако емкость для аварийного слива дизтоплива ДЭС имеет дыхательный клапан; аварийная ДЭС АС 1500 КМ РЭ учтен как один точечный организованный источник выброса (N 0034), однако аварийная ДЭС АС 1500КМ РЭ 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб; резервуар РВСп30000 N 3 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6003), однако резервуар РВСп30000 N 3 имеет дыхательный клапан; резервуар РВСпА – 30000 N 3 минимальный объем 30000 м?, год строительства 2006 год, тип резервуара вертикальный стальной с понтоном, назначение: (товарно-коммерческие операции) прием, отгрузка и временное хранения нефти; резервуары ЖБР10000 NN 7-8 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6001), однако резервуары ЖБР10000 NN 7-8 имеют дыхательные клапаны; емкость сбора утечек нефти Е-1 на СИКН N 464 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6031), однако емкость сбора утечек нефти Е-1 на СИКН N 464 имеет дыхательный клапан; емкость сбора утечек нефти Е-2 на СИКН N 464 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6032), однако емкость сбора утечек нефти Е-2 на СИКН N 464 имеет дыхательный клапан; СИКН N 464 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6017), однако СИКН N 464 имеет дыхательный клапан.

Также при проведении проверки установлено, что некоторые источники выбросов, указанные в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не функционируют, а именно: стоянка личного автотранспорта сотрудников учтена как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6049); шлифовальные работы на территории НПС учтены как неорганизованный площадной источник выбросов (N 6048); шлифовальные работы на территории НПС учтены как организованный точечный источник выбросов (N 0024).

Согласно пункту 4 раздела 1 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года N 352 (действующего на момент проведения проверки) «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ).

Судом первой инстанции установлено, что указанные административным органом емкости и резервуары не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа. Установленные на емкостях и резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в емкостях для регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.

Кроме того, расчет качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ от емкостей выполнен в соответствии с Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров (утвержденного приказом Госкомэкологии России от 8 апреля 1998 года N 199) и при изменении типа источника (организованный/неорганизованный) суммарное количество выбросов и их качественный состав останется без изменений. Тип источника влияет на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данные обстоятельства исключают наличие нарушений экологических требований статей 22, 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Порядка проведения инвентаризации со стороны АО «Черномортранснефть».

Кроме того, АО «Черномортранснефть» вменено нарушение требований к содержанию Программы производственного экологического контроля.

Однако судья районного суда установил, что программа производственного экологического контроля, утвержденная в 2021 году, разработана на основании данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников о количественном и качественном составе выбросов, в связи с чем, не установлено оснований для повторной разработки АО «Черномортранснефть».

Кроме того, пунктом 9.8 Приказа Минприроды России от 6 июня 2017 года N 273 «Об утверждении методов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» допускается представление совокупности большого числа однотипных источников выбросов как площадных источников, в том числе такие источники, как резервуарные парки предприятий. Поэтому резервуары и емкости хранения нефти с дыхательными клапанами источников NN 6025, 6052, 6003, 6001, 6031 6032, 6017 определены как неорганизованные источники выброса.

Источник N 6048 (шлифовальные работы на НПС) включен в «Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС НПС Заречье» в 2020 году, является действующим, следовательно корректировка инвентаризации не требуется.

Точильно-шлифовальный станок с ГОУ АПР-1200 (источник N 6010) выведен из эксплуатации и демонтирован 9 июня 2020 года, что отражено в таблице на стр. 18 Инвентаризации - 2020 год.

Сварочный пост (источник N 0024) не ликвидирован, но в настоящий момент временно не эксплуатируется, вывод его из эксплуатации с целью ликвидации не планируется, в связи с чем нет необходимости в корректировке инвентаризации с целью исключения данного источника.

Таким образом, судья районного суда обосновано пришел к выводу, что доводы административного органа о том, что АО «Черномортранснефть» не обеспечено проведение корректировки инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ на объекте НВОС N по адресу: Краснодарский край, , несостоятельны и не доказаны.

Таким образом, вывод судьи районного о незаконности привлечения должностного лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности является верным и обоснованным.

В связи с изложенным оснований утверждать, что АО «Черномортранснефть» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 КоАП РФ, не имеется и производство по делу обоснованно прекращено, поскольку отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства.

Материалы дела исследованы судьей районного суда полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у судьи краевого суда не имеется.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда по настоящему делу об административном правонарушении не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприродназора 3 – без удовлетворения.

Судья