Судья Гузев В.А. Дело № 21-201/2021
Р Е Ш Е Н И Е
1 октября 2021 года г. Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу государственного инспектора Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.Д.В. на решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 20 июля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.Д.В. от 19 мая 2021 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Орловское полесье» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее– КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.
Решением судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 20 июля 2021 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, государственный инспектор Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.Д.В. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и возвращении дела на новое рассмотрение в районный суд.
Приводит довод о том, что изъятие правоохранительными органами оригинала проекта освоения лесов не приводит к его недействительности, в ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» имеется копия данного документа, которое учреждение имело возможность выполнить, однако не осуществило противопожарное мероприятие, что создает угрозу возникновения пожара в Орловском полесье.
Ссылается на то, что судьей районного суда не принято во внимание, что ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» заключило договора с пожарными операторами телеустановок 30.04.2021, 31.05.2021, т.е. после проведения плановой проверки, которая завершилась 14.04.2021, что свидетельствует о том, что на момент проверки нарушения имелись.
Указывает, что судьей районного суда не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что в материалах дела имеются фотоматериалы, сделанные в ходе выездной проверки, свидетельствующие о недостаточном количестве имеющихся в ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» противопожарного инвентаря.
Обращает внимание на то, что заместителем руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора подписано итоговое заключение о готовности к пожароопасному сезону Хотынецкого района Орловской области, а не ФГБУ «Национальный парк «Орловское Полесье».
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения государственного инспектора Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.Д.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, возражения защитников ФГБУ «Национальный парк «Орловское Полесье» ФИО5, ФИО4, полагавших, что решение судьи является законным и обоснованным, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу частей 1, 4-8 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 53 ЛК РФ).
Частью 3 статьи 53 ЛК РФ определено, что Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 5 статьи 53.1 ЛК РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Согласно части 6 статьи 53 ЛК РФ нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года №1614, настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно подп. «в» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.
Пунктом 24 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств, планы тушения лесных пожаров лесничеств и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года № 377 (ред. от 9 апреля 2016 года) утверждены Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы.
В соответствии с пунктами 5, 6, 6.1 названных Правил, план состоит из текстовой и графической частей.
В текстовой части плана содержится общая характеристика лесов на территории лесничества (лесопарка), информация о мерах противопожарного обустройства лесов, об организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. При этом в плане устанавливаются: а) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; б) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; в) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; г) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; д) иные мероприятия, определяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 настоящих Правил, с учетом правил пожарной безопасности в лесах.
В текстовой части плана указывается, что руководители органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, подтверждают полноту и достоверность сведений, включенных в план.Пунктом 8 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы установлено, что план утверждается на один календарный год не позднее 1 февраля соответствующего года.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 18.03.2021 по 14.04.2021 Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, установлено нарушение ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» частей 1, 4, 5, 7 и 8 статьи 51, частей 1, 2 и 3 статьи 53, частей 5, 6 и 7 статьи 53.1 ЛК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года №1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», выразившиеся в том, что в Плане тушения лесных пожаров на территории Национального парка «Орловское полесье» (лесничество «Национальный парк «Орловское полесье») Орловской области на период пожароопасного сезона 2021 года не предусмотрены:
- мероприятия по организации мест отдыха и курения, расчистке леса от захламленности, наем временных пожарных операторов телеустановки, прокладка граничных просек, ежегодные объемы прочистки и обновления квартальных и граничных просек не соответствуют установленным, проведение выборочных санитарных рубок «уборка захламленности» не запланированы, что нарушает раздел 2.5.2 «Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества»;
-не предусмотрены приобретение, аренда, изготовление: средств индивидуальной защиты при пожаре –дежурной спецодежды; систем связи и оповещения; радиостанций (носимых, возимых) ультракоротковолнового (УКВ) и коротковолнового (КВ) диапазонов; огнетушащих веществ-смачивателей и пенообразователей; дополнительных средств – зажигательных аппаратов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 21.04.2021 должностным лицом Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье».
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.Д.В. от 19 мая 2021 года ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей районного суда постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья областного суда соглашается с указанным выводом судьи ввиду следующего.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, в ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» разработан и утвержден план тушения лесных пожаров на территории Национального парка «Орловское полесье» (лесничество «Национальный парк «Орловское полесье) Орловской области на период пожароопасного сезона 2021 года (л.д.175-216).
В указанный план включены меры, определенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 №281, а именно: прочистка просек, прокладка квартальных просек, при этом указан объем работ, срок исполнения и ответственные лица (л.д.190), а также мероприятия по мониторингу за территорией с помощью телевизионной установки (л.д.192).
Кроме того, в ФГБУ Национальный парк «Орловское полесье» имеется утвержденный 24 апреля 2017 года лесохозяйственный регламент лесничества «Национальный парк «Орловское полесье», разработанный сроком действия на десять лет с 2017 по 2026 гг., в который включены проектируемые мероприятия по противопожарному обустройству лесничества в целом на ревизионный период, а именно организация мест отдыха и курения всего в количестве 30 шт.; расчистка леса от захламленности -15 км; наем временных пожарных и операторов телеустановки в количестве 2 человек; прокладка граничных линий– 23,6 км; прочистка и обновление квартальных просек в количесте-351,2 км; прочистка и обновление граничных линий -103,7 км.
Указанным регламентом также предусмотрено приобретение противопожарного инвентаря, в частности, систем связи и оповещения: радиостанции носимые, возимые, коротковолнового (УКВ) и коротковолнового (КВ) диапазона-2 шт.; средств индивидуальной защиты граждан при пожаре: дежурная спецодежда – 5 ком.; огнетушащих веществ: смачиватели, пенообразователи – 10 шт., дополнительные средства: зажигательные аппараты– 2 шт. (л.д.105-108).
В ходе рассмотрения дела, защитник ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» ФИО5 последовательно указывал на то, что на момент проверки контролирующим органом, мероприятия по организации мест отдыха и курения, расчистке леса от захламленности, прокладке граничных просек были проведены. В 2021 году проложено 31,15 км просек, что превышает среднегодовой расчетный объем; создано 2 места отдыха и курения, а всего за период с 2017 по 2021 гг.- 46 мест, что превышает количество, предусмотренное лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов; обустроено 12 объектов, в том числе, столов и лавок. В ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» регулярно проводится расчистка леса от захламленности в части не древесного сырья (сухих упавших деревьев), в 2021 году заключены договоры на оказание услуг по обнаружению природных пожаров при помощи телеустановки, имеется противопожарное оборудование (пожарные автомашины, где смачиватели, пенообразователи имеются в наличии в комплектации), также имеется противопожарный инвентарь, средства индивидуальной защиты при пожаре – дежурная спецодежда; 2 радиостанции УКВ диапазона «ROGER KP-23» (S/N 121226072966 и S/N 121226074016), огнетушащие вещества-смачиватели, пенообразователи, зажигательный аппарат в количестве 1 шт.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами, представленными в суд второй инстанции защитником ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» ФИО5: постановлениями администрации Хотимль-Кузненского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области от 4 февраля 2020 года, 4 марта 2021 года о предоставлении на праве безвозмездного пользования ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» автомобилей ЗИЛ 4334 - автоцистерна пожарная с комплектами противопожарного оборудования; товарной накладной №1870, подтверждающей факт приобретения малого лесопатрульного комплекса; договорами аренды оборудования от 11 января 2021 года, где указано о предоставлении учреждению двух портативных радиостанций УКВ; нарядами на производство работ по оборудованию мест отдыха и курения за 2021 год; нарядами –актами на производство работ по уборке леса от захламленности за 2021 год; договорами возмездного оказания услуг по обнаружению природных пожаров при помощи телеустановки на 2021 год; нарядами- актами на производство работ по прочистке просек, прокладке квартальных просек за 2021 год, где указаны объемы выполненной работы; актом проверки готовности органов управления, сил и средств Хотынецкого районного звена Орловской области к пожарному сезону 2021 года, утвержденного начальником Главного управления МЧС России по Орловской области; актом проверки готовности органов управления, сил и средств функциональных звеньев и Орловской областной территориальной подсистемы РСЧС, где указано, что для тушения пожаров на территории ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» создана команда пожаротушения численностью 30 человек, на вооружении которой имеется 10 ед. техники, 1 БПЛА.
При таких обстоятельствах, вывод судьи Хотынецкого районного суда Орловской области об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, является правильным.
Доводы жалобы не опровергают правильности выводов судьи районного суда, поскольку должностным лицом не представлено доказательств совершения административного правонарушения, выразившегося в нарушении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» правил пожарной безопасности в лесах.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.2- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 20 июля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье», оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.Д.В.– без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья областного суда И.Н. Сабаева
Судья Гузев В.А. Дело № 21-201/2021