ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-2020/22 от 25.08.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Беляева С.А. дело № 21-2020/22

Р Е Ш Е Н И Е

«25» августа 2022 года г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Никаноровой М.А. на постановление №07-22-396з/2021 заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Буряк С.М. от 25.01.2022 года и решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 21 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Никаноровой М. А.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №07-22-396з/2021 заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Буряк С.М. от 25.01.2022 года Никанорова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решением суда вышеуказанное постановление оставлено без изменений.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, Никанорова М.А. их обжаловал, просил отменить, считая их незаконными, необоснованными.

Будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, лицо, привлекаемое к административной ответственности, Никанорова М.А. и должностное лицо, в судебное заседание Московского областного суда не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, суд второй инстанции считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения принятых по делу об административном правонарушении решений не усматривает.

Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Согласно ч. 1 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Частью 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.

Как следует из ст. 1 указанного Федерального закона под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных растений.

Аналогичные нормы права закреплены и законом Московской области N 212/2006-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области" от 2 декабря 2006 года N 212/2006-ОЗ согласно которому уполномоченный орган по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения формирует базу данных о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области на основе результатов их почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования; осуществляет контроль за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения; в соответствии с законодательством Российской Федерации вносит предложения о принудительном прекращении права на земельный участок в случае, если его использование осуществляется с нарушением норм земельного законодательства, в том числе повлекшим за собой существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель, деградацию, уничтожение плодородного слоя; разрабатывает и утверждает типовую форму Паспорта плодородия земельного участка и порядок его ведения; осуществляет контроль за выполнением мероприятий по восстановлению и повышению почвенного плодородия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 4)

Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право: получать информацию от уполномоченного органа о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния и проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и обязаны: проводить внутрихозяйственное землеустройство, в том числе сохранять, рационально использовать и повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения; осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; незамедлительно информировать уполномоченный орган о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их собственности, владении, пользовании и аренде; получить паспорт плодородия земельного участка; выполнять мероприятия по восстановлению и повышению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения; а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (ст. 6, 7 Закона).

Постановлением Правительства Московской области от 1 июня 2009 г. N 413/22 утвержден Порядок проведения контроля за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области разработан с целью наблюдения за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения и выработки рекомендаций по восстановлению и повышению их плодородия. Согласно установленному порядку контроль за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения ведется раздельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями) путем почвенного, агрохимического и эколого-токсикологического обследования, которое осуществляется один раз в 5 лет. Показатели почвенного, агрохимического и эколого-токсикологического исследования почв земельных участков и рекомендации по восстановлению и повышению их плодородия включаются Министерством в Паспорт плодородия земельного участка, который выдается собственникам, землевладельцам, землепользователям и (или) арендаторам.

Из материалов дела следует, что в период времени с 13 сентября 2021 г. по 24 сентября 2021 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Наумчука А.В. от 05.08.2021г. № 146-РЗ сотрудниками Ступинского межрайонного отдела была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении Никаноровой М.А., в ходе которой 13 сентября 2021 года в период времени с 14 часов до 17 часов проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью соответственно 26806 кв.м, 28937 кв.м., 20009 кв.м., 25001 кв.м., 27539 кв.м., которые принадлежали на праве собственности Никаноровой М.А. На момент осмотра каждого участка установлено, что каждый земельный участок не огорожен, на каждый участок имеется свободный доступ, нахождению на участке ничто не препятствует, 100% площади каждого земельного участка покрыто плотной травяной дикорастущей растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет ( высохшая трава) с преимущественным видовым составом трав: пырей ползучий, пижма, чертополох и другими, являющимися многолетними и злостными сорными растениями. Также отмечено, что каждый из участков зарос древесно-кустарниковой растительностью с видовым составом: береза, сосна, ива. Степень засоренности каждого участка установлена как сильная. Наличие сорной древесно-кустарниковой растительности, деревьев, свидетельствует о не обработке и не выращивании сельскохозяйственных культур, о непринятии мер к освоению и использованию земельных участков с кадастровыми номерами для сельскохозяйственного производства. Зарастание земельных участков, находящихся вблизи населенных пунктов, садоводческих товариществ, деревьями, кустарниками и сорной растительностью несет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в результате палов сухостойной растительности.

Следов проведения агротехнических мероприятий по обработке почв (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур), скашиванию травянистой растительности и выпасу скота на указанных земельных участках не имеется.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Никаноровой М.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.7 КоАП РФ

Факт совершения вышеуказанного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, как обоснованно указал городской суд, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, а именно: материалами проверки с актом проверки и фототаблицей, предписанием, протоколом административном правонарушении, а также другими доказательствами, оцененными городским судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Исходя из совокупности вышеприведенных доказательств орган административной юрисдикции и городской суд, обоснованно пришли к выводу о том, что Никанорова М.А. допустила нарушение и невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Указанное деяние правильно квалифицировано по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ правильно.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования предыдущей судебной инстанции, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного решения.

Наказание Никаноровой М.А. назначено по общим правилам его назначения, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, в рамках санкции статьи в минимальном размере.

Сроки давности привлечении к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленных по делу актов, не выявлено, оснований для их отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление №07-22-396з/2021 заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Буряк С.М. от 25.01.2022 года и решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 21 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Никаноровой М. А. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья М.В. Мертехин