ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-202/19 от 21.03.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-202/2019

Судья Иванов А.Е.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

21 марта 2019 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора № 44-14-2018-4299 от 7 декабря 2018 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Чебоксарский ликеро-водочный завод» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением главного государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО2 № 44-14-2018-4299 от 7 декабря 2018 года генеральный директор ООО «Чебоксарский ликеро-водочный завод» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 февраля 2019 года постановление главного государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора № 44-14-2018-4299 от 7 декабря 2018 года оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу решениями, ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить.

Рассмотрев жалобу и дополнение к ней, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника ФИО1 – Сысуйкину Е.Н., поддержавшую доводы жалобы, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ФИО1, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года (далее – Закон), в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).

Опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Закону (статья 2).

Частью 1 статьи 9 Закона установлены обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Из представленных материалов дела и установленных должностным лицом административного органа и судьей рапйоного суда обстоятельств дела об административном правонарушении следует, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной должностным лицом Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора в отношении ООО «Чебоксарский ликеро-водочный завод», результаты которой оформлены актом от 26 октября 2018 года , выявлены нарушения требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года; Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года , с изменениями, утвержденными приказом Ростехнадзора от 12.12.2017 г. ; приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 08 декабря 2011 года ; Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 г. ; Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 года ; СП 4.13130.2013 Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты, выраженные в следующем:

- информация об инцидентах за 3-ий квартал 2018 года не предоставлена в Приволжское управление Ростехнадзора в установленные сроки;

- отсутствует утвержденный перечень нормативных документов, применяемых в ООО «ЧЛВЗ» для обеспечения требований промышленной безопасности при эксплуатации оборудования под избыточным давлением, установленных законодательством Российской Федерации и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года , с изменениями, утв. приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2017 года;

- распорядительными документами по ООО «ЧЛВЗ» не установлен порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением;

- отсутствует «Положение о расследовании причин инцидентов на опасных производственных объектах»;

- отсутствует график планово-предупредительных ремонтов паровых котлов (per. , );

- не выполнены корректирующие мероприятия, указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности несущих строительных конструкций здания котельной филиала ОАО «Росспиртпром» «Ликероводочный завод Чебоксарский», зарегистрированном в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности от 26 декабря 2011 года с присвоением per. номера , следовательно, указанная экспертиза не является положительной;

- не указано в сведениях, характеризующих ОПО «Сеть газопотребления ООО «ЧЛВЗ», наличие подземного газопровода среднего давления, внутреннего газопровода среднего давления;

- не выполнены рекомендации, указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности несущих строительных конструкций здания котельной (per. ), а именно: не выполнено восстановление антикоррозионного защитного покрытия металлических конструкций котельной (стропильных ферм, прогонов и вертикальных связей между фермами); не организован надлежащий надзор за обслуживанием и эксплуатацией здания котельной согласно требованиям разработанной и утвержденной инструкции по технической эксплуатации;

- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, не соответствуют обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно: применяются трубки (шланги) на паровых котлах зав. и зав. , в том числе для ручного розжига, не установленного происхождения, создающие угрозу утечки газа, возможного взрыва создают угрозу обслуживающему персоналу, отсутствуют сертификаты на применяемые резиновые трубки (шланги) на паровых котлах зав. и зав. ;

- отсутствуют документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на сооружение на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «ЧЛВЗ» кирпичной дымовой трубы высотой 25 метров;

- в отсутствие проектной документации и положительного заключения экспертизы промышленной безопасности документации, учитывающей требования и предусматривающей мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, внесены изменения на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «ЧЛВЗ», а именно: отсутствует легкосбрасываемые конструкции, фактически установлены окна с двойным остеклением и решетка из стальных прутьев, которые не обеспечивают взрывоустойчивость объекта;

- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах ООО «ЧЛВЗ» не согласован с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно- спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов;

- отсутствуют материальные ресурсы для локализации и ликвидации последствий аварий, а именно: отсутствует утвержденный перечень аварийного запаса; не определено место хранения материальных ресурсов и ответственное лицо за хранение; трубы и запорная арматура, которые были предоставлены во время проверки, не обеспечены защитой от коррозии; отсутствуют сертификаты качества на материальные ресурсы;

- в представленном договоре аренды от 01 ноября 2016 года, дополнительном соглашении от 07 декабря 2016 года к договору аренды от 01 ноября 2016 года, дополнительном соглашении от 01 марта 2017 года к договору аренды от 01 ноября 2016 года, дополнительном соглашении от 01 февраля 2018 года к договору аренды от 01 ноября 2016 года отсутствуют сведения о газопроводе, входящем в состав ОПО «Сеть газопотребления ООО «ЧЛВЗ».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ООО «Чебоксарского ликеро-водочного завода» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина ФИО1 как должностного лица ООО «Чебоксарский ликеро-водочный завод» в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении: уведомлением о плановой проверки юридического лица, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом от 05.07.2017 года, в котором ФИО1 согласился с выявленными нарушениями, актом проверки от 26 октября 2018 года, и другими материалами дела.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судом первой инстанции установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Допущенные ФИО1 как должностным лицом ООО «Чебоксарский ликеро-водочный завод» нарушения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, его действия квалифицированы правильно.

Административное наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и является справедливым.

Утверждение заявителя об отсутствии ряда нарушений на момент проводимой проверки опровергается актом внеплановой выездной проверки от 26 октября 2018 года и собственноручной записью ФИО1 в протоколе об административном правонарушении о согласии с допущенными нарушениями, и объективными данными, имеющимися в деле, не подтверждено.

Доводы жалобы об устранении выявленных нарушений к моменту вынесения постановления основанием для освобождения от административной ответственности не является.

Вопреки доводам жалобы, оснований для снижения размера назначенного административного наказания в виде административного штрафа либо замены его на предупреждение в порядке, предусмотренном статьей 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.

Согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ должностному лицу может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, лишь в случае если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

Ввиду того, что минимальный размер административного штрафа, установленный частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, составляет для должностных лиц двадцать тысяч рублей, правовые основания для снижения размера штрафа отсутствуют.

В соответствии с статьей 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Несоблюдение норм промышленной безопасности несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде.

В данном конкретном случае совокупность обстоятельств, установленных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, отсутствует.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности принятых по делу решения, в жалобе и в дополнении к ней не содержится.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену либо изменение решения по жалобе на постановление, не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление главного государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора № 44-14-2018-4299 от 7 декабря 2018 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Чебоксарский ликеро-водочный завод» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В. Голубев