ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-202/20 от 16.09.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лошаков Т.Н. Дело № 21-202/2020

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский «16» сентября 2020 года

Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре ТкаченкоА.В. рассмотрел жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» Буряка А.В. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 5 августа 2020года, которым постановлено:

«Постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пятого отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 20 мая 2020 года по делу №18900009860200001391 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица Обедина А.А. – без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 5 отделения отдела РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 20 мая 2020 года, оставленным без изменения решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 5 августа 2020 года, общество с ограниченной ответственностью «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» (далее также – ООО «РПЗ «Сокра», Общество) привлечено к административной ответственности по статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Основанием привлечения ООО «РПЗ «Сокра» к административной ответственности послужило нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах Российской Федерации, выразившееся в сбросе с борта судна <данные изъяты> двадцати пластиковых пакетов.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник ООО «РПЗ «Сокра» Буряк А.В. просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что материалы дела не содержат доказательств вмененного Обществу административного правонарушения, юридическим лицом приняты все необходимые меры для соблюдения природоохранного законодательства. Также указывает, что судом не рассмотрен вопрос о возможности назначения административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного статьей 8.19 КоАП РФ.

Выслушав защитника Общества Буряка А.В., исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Административная ответственность по статье 8.19 КоАП РФ наступает за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации; сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс загрязняющих веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним (часть 1).

Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается (часть 2).

В соответствии с пунктом 13.1.9 Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, введенного в действие приказом Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству № 134 от 27 мая 1999 года (далее также – Наставление), сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.

Из материалов дела следует, что ООО «РПЗ «Сокра» во время проведения контрольно-проверочных мероприятий 13 января 2020 года во внутренних морских водах Российской Федерации в Авачинской губе, причал № 0 «Нацрыбресурс», допустило сброс в воду 20 пластиковых пакетов с борта принадлежащего ему на праве собственности судна <данные изъяты>

Установив на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, содержание и результаты анализа которых приведены в постановлении о назначении административного наказания и судебном решении, что ООО «РПЗ «Сокра» при указанных обстоятельствах допустило нарушение названных правовых положений, судья Петропавловск-Камчатского городского суда сделал верный вывод о том, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 КоАП РФ, и оставил оспариваемое постановление должностного лица административного органа без изменения.

Данный вывод в решении мотивирован, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона. Определение круга доказательств, согласующихся между собой и материалами дела и отвечающих критериям относимости, допустимости, достоверности, их оценка, анализ произведены судьей в соответствии с требованиями статей 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ.

Представленные в материалах дела доказательства в своей совокупности опровергают доводы жалобы об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 КоАП РФ, а также о том, что ООО «РПЗ «Сокра» были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения экипажем судна правил и требований, регламентирующих захоронение с судов отходов и других материалов.

Общество обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, поскольку материалами дела в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, регламентирующих рыболовство, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в частности, не был осуществлен надлежащий контроль за действиями членов экипажа судна <данные изъяты>

Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают правильность судебного решения и не могут быть расценены иначе, как избранный способ защиты с целью уклонения от ответственности за совершенное административное правонарушение.

Снижение размера административного штрафа, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, допускается только в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица. Применение указанной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Учитывая характер совершенного Обществом административного правонарушения, объектом посягательства которого являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и порядок природопользования при осуществлении сброса отходов водных биологических ресурсов, что связано с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Наказание Обществу назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.19 КоАП РФ, с учётом характера и обстоятельств совершённого им административного правонарушения, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица не имеется.

Вместе с тем, постановление и судебное решение подлежат изменению по следующему основанию.

Как следует из обжалуемых постановления и решения судьи, в действиях ООО «РПЗ «Сокра», квалифицированных по статье 8.19 КоАП РФ, установлено, в том числе, нарушение пунктов 1.2.3, 1.2.25, 1.2.42 Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, введенного в действие приказом Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству № 134 от 27 мая 1999 года.

Между тем, в указанных пунктах приведены используемые в Наставлении термины: «ближайший берег», «мусор», «пищевые отходы», в связи с чем их нарушение не может быть вменено ООО «РПЗ «Сокра».

Таким образом, подлежит исключению из постановления должностного лица административного органа и решения судьи вывод о нарушении Обществом пунктов 1.2.3, 1.2.25, 1.2.42 Наставления.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 5 отделения отдела РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 20 мая 2020 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 5августа 2020года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» изменить:

- исключить указание на нарушение обществом с ограниченной ответственностью «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» пунктов 1.2.3, 1.2.25, 1.2.42 Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, введенного в действие приказом Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству № 134 от 27 мая 1999 года.

В остальной части постановление и судебное решение оставить без изменения, а жалобу защитника Буряка А.В. – без удовлетворения.

Судья А.Н. Венин