ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-203/2021 от 04.08.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лошаков Т.Н. Дело № 21-203/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Шипиловой Я.А., рассмотрев 4 августа 2021 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 отделения РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ФИО1, поданную на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 июня 2021 года, которым постановлено:

«постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов второго отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 25 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении капитана рыболовного судна СРТМ «<данные изъяты>» ФИО2 отменить, а производство по делу об административном правонарушении – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов второго отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 25 апреля 2021 года капитан судна СРТМ <данные изъяты>» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Основанием привлечения капитана судна СРТМ «<данные изъяты>» ФИО2 к административной ответственности по статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение частей 1,2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», части 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, выразившееся в сбросе с судна СРТМ <данные изъяты>» 27 февраля 2021 года в 12 часов 00 минут (время камчатское) измельченных пищевых отходов в территориальных водах Российской Федерации.

Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить, производство по делу прекратить.

Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края постановил указанное решение.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, государственный участковый инспектор Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 отделения РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ФИО1 просит решение судьи городского суда отменить, а постановление должностного лица административного органа оставить без изменения. Указывает, что пищевые отходы на судне <данные изъяты>» образовались в результате жизнедеятельности экипажа и являются отходами от потребления пищи, что есть отходами потребления, которые подлежат сбору и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» содержит прямой запрет на захоронение отходов и запрещает сброс загрязняющих веществ в территориальном море Российской Федерации.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Административной ответственности по ст. 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат лица, допустившие самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации; сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс загрязняющих веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним (часть 1).

Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается (часть 2).

Как следует из материалов дела, 24 апреля 2021 года в ходе контрольно-проверочных мероприятий должностными лицами ПУ ФСБ России по восточному арктическому району установлено, что 27 февраля 2021 года в 12 часов 00 минут (время камчатское) капитан судна СРТМ «<данные изъяты>» ФИО2 допустил сброс с судна измельченных пищевых отходов объемом 0,18 м3 в территориальных водах Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении капитана судна СРТМ «<данные изъяты>» ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности на основании постановления должностного лица.

По результатам пересмотра постановления должностного лица пограничного органа, установив, что сброс пищевых отходов, измельченных до размера не более 25 мм, осуществлен за пределами 3 морских миль от ближайшего берега, что соответствует положениям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, судья Петропавловск-Камчатского городского суда принял решение о его отмене и прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Указанные выводы судьи являются верными и соответствуют фактическим обстоятельства дела об административном правонарушении и требованиям закона.

В соответствии с положениями части 1 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов.

Исходя из пунктов 8 и 9 правила 1 Приложения V Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее - Приложение V Конвенции МАРПОЛ 73/78) пищевые отходы означают любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне. Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции.

То есть пищевые отходы относятся к отходам, являющимся результатом нормальной эксплуатации судов.

Правилом 4 Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 установлено, что сброс перечисленных ниже видов мусора в море за пределами особых районов разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае на расстоянии не менее 3 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм (подпункт 1).

Оценив в совокупности фактические обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении, приняв во внимание сведения журнала операций с мусором (л.д. 21-22), свидетельства об аттестации дробилки для измельчения рыбных отходов и панциря краба (л.д. 133), данные навигационной карты (л.д. 49), достоверно подтверждающих сброс пищевых отходов, измельченных до размера не более 25 мм, на расстоянии более 3 морских миль от ближайшего берега, судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края обоснованно принял решение об отмене постановления должностного лица, прекратив производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Доводы жалобы направлены на переоценку правильных выводов судьи городского суда, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены обжалуемого судебного решения.

При проверке дела в полном объёме не выявлено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении капитана судна СРТМ «<данные изъяты>» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 отделения РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов