Дело № 21-203/2021 судья Кокарева Н.А.
69RS0023-01-2021-000316-70
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тверь 14 июля 2021 года
Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Колосовой О.Г., действующей в интересах главы Осташковского городского округа Титова А.А., на решение судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 01 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы Осташковского городского округа Титова А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области В.Д.А.№ от ДД.ММ.ГГГГ глава Осташковского городского округа Титов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 01 июня 2021 года постановление должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы Осташковского городского округа Титова А.А. оставлено без изменения, жалоба защитника Колосовой О.Г., действующей в интересах главы Осташковского городского округа Титова А.А., – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник Колосова О.Г., действующая в интересах главы Осташковского городского округа Титова А.А., просит постановление должностного лица и решение судьи межрайонного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает следующее: из постановления Администрации Осташковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании муниципального казенного учреждения «Управление сельскими территориями» основными целями его деятельности является выполнение работ и (или) выполнение муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления Осташковского городского округа на его сельских территориях. Из устава МКУ «Управление сельскими территориями» следует, что одной из задач учреждения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа. Постановлением администрации Осташковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении уполномоченного органа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа» данным уполномоченным органом определено МКУ «Управление сельскими территориями». На указанные цели учреждению из бюджета Осташковского городского округа выделяются денежные средства. Указанные обстоятельства должностным лицом и судьёй первой инстанции во внимание не приняты. Считает, что глава Осташковского городского округа Титов А.А. не является субъектом вмененного административного правонарушения. Кроме того, указывает, что в постановлении должностным лицом не указано какие именно требования законодательства о пожарной безопасности нарушил глава Осташковского городского округа Титов А.А. Вопреки утверждению об отсутствии нормативно-правового акта о запрете на разведение костров, на территории округа такой нормативный акт имеется, а именно Правила благоустройства территории Осташковского городского округа, утвержденные решением Осташковской городской Думы Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание лица, участвующие по делу, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, от защитника Колосовой О.Г., действующей в интересах главы Осташковского городского округа Титова А.А., поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие, в связи с чем судья областного суда на основании п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив обоснованность доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства о пожарной безопасности при выполнении первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов <адрес> Осташковского городского округа.
По окончании внеплановой выездной проверки в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1. Не разработан нормативный правовой акт устанавливающий запрет на разведение костров, использование открытого огня для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий на землях общего пользования населенных пунктов, а также территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов. Основание: п. 66 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
2. В населенных пунктах <адрес> Осташковского городского округа имеющиеся указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения выполнены не на светоотражающих поверхностях либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Основание: п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479.
3. В населенных пунктах <адрес> Осташковского городского округа не проведена очистка территорий (от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов) прилегающих к лесу, шириной не менее 10 метров, либо не обновлена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра. Основание: п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479.
4. В населенных пунктах <адрес> Осташковского городского округа не в полной мере обеспечена очистка территории населённых пунктов и прилегающих к ним территорий, в том числе в пределах противопожарных расстояний между домами и в местах общего пользования от горючих отходов и сухой растительности. Основание: п. 65. п. 73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479.
5. В населенных пунктах <адрес> Осташковского городского округа территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В д. Нижние Котицы пожарный щит не доукомплектован. Основание: ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
6. В населенных пунктах <адрес> Осташковского городского округа не оформлены стенды с агитационной документацией по пожарной безопасности в местах общего пользования населенных пунктов. Основание: п. 8 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
7. Открытый пожарный водоем в <адрес> Осташковского городского округа требует очистки от ила и грязи. Основание: п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479.
8. В населенных пунктах <адрес> Осташковского городского округа у имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (река, озеро) отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Основание: п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479.
9. В населенных пунктах <адрес> Осташковского городского округа на нужды пожаротушения недостаточно пожарных водоемов исходя из радиуса их максимальной удаленности от домов не более 200 метров. Основание: ст. 6, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п. 4.1-4.4, 10.4 СП 8.13130.2020 (свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».
10. Населенные пункты <адрес> Осташковского городского округа не обеспечены достаточным количеством устройств оповещения населения о пожаре. Основание: п. 7 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления о назначении административного наказания № в отношении главы Осташковского городского округа Титова А.А. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Судья межрайонного суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления должностного лица, не усмотрел оснований к его отмене.
С данным выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, состоит в совершении действий (бездействий), нарушающих установленные правила и требования в области пожарной безопасности.
Отношения, возникающие в связи с обеспечением пожарной безопасности, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно части 5 статьи 15, части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация - это орган местного самоуправления, причем его наличие в муниципальном образовании обязательно. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии с частью 7 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица и согласно части 2 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ является муниципальным казенными учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Кроме того, согласно части 3 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ правами юридического лица могут также наделяться органы местной администрации (территориальные и функциональные).
Из приведенных норм следует, что наделение правами юридического лица не изменяет статус местной администрации как органа местного самоуправления, а ее структурных подразделений - как органов местной администрации.
Постановлением главы Осташковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ создано МКУ «Управление сельскими поселениями», основными целями деятельности которого является выполнение работ и (или исполнение) муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления Осташковского городского округа на его сельских территориях.
Постановлением главы Осташковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав МКУ «Управление сельскими поселениями».
Постановлением главы Осташковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление сельскими поселениями» определено уполномоченным органом по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа.
Постановлением главы Осташковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в Устав МКУ «Управление сельскими поселениями» внесены изменения.
Из п.п. № п. № Устава МКУ «Управление сельскими поселениями» следует, что одной из задач учреждения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа.
При таких обстоятельствах, уполномоченным органом по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа являлось МКУ «Управление сельскими поселениями».
Кроме того, главе Осташковского городского округа ФИО1 вменено нарушение, связанное с тем, что не разработан нормативный правовой акт устанавливающий запрет на разведение костров, использование открытого огня для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий на землях общего пользования населенных пунктов, а также территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.
Однако решением Осташковской городской Думы Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила благоустройства территории Осташковского городского округа, положениями которых установлен запрет на разведение костров, использование открытого огня для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий на землях общего пользования населенных пунктов, а также территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 статьи30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области В.Д.А.№ от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 01 июня 2021 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области В.Д.А.№ от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 01 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы Осташковского городского округа Титова А.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Е.А. Каширская