Судья Барсукова Н.Н. Дело № 21-204/14
РЕШЕНИЕ
06 августа 2014 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Мокрушина В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 мая 2014 года по жалобе ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России <номер> по Алтайскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГ <номер>, которым
директор общества с ограниченной ответственностью «Черемушки» ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, зарегистрированный по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении <номер> от ДД.ММ.ГГ, составленному заместителем начальника отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России <номер> по Алтайскому краю ФИО3, в ходе контрольных мероприятий, проведенных в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ названным должностным лицом, установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Черемушки» (далее также – Общество, ООО «Черемушки») в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и на основании п. 1.1.1 Договора присоединения к системе сбора и обработки платежей «Город» от ДД.ММ.ГГ <номер>, заключенного с ООО «Единый расчетный центр», является поставщиком услуг и получателем денежных средств их потребителей. Согласно п. 1.1.1 Договора и положениям Правил работы в системе сбора и обработки платежей «Город» от ДД.ММ.ГГ, которые являются неотъемлемой частью данного Договора и обязательным условием его исполнения, ООО «Единый расчетный центр» выступает в качестве организатора Системы, а также обеспечивает доступ ООО «Черемушки» к Системе и его информационное взаимодействие с ФГУП «Почта России» для возможности совершения плательщиками платежей в пользу Общества по «жилищно-коммунальным услугам». Пунктом 1.1.2 Договора установлено, что обязанность по приему от плательщиков и перечислению платежей в адрес Общества возложена на ФГУП «Почта России», которая согласно Правилам наряду с другими субъектами Системы является «Организацией-участником», осуществляющей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации платежные услуги плательщикам. В соответствии с п. 5.1 Договора и Правилами, с момента вступления Договора в силу, в процессе осуществления своей деятельности в Системе каждый раз в момент приема платежей возникают прямые договорные отношения между Обществом и ФГУП «Почта России». Согласно пункту 3.1 Договора Общество оплачивает услуги ООО «Единый расчетный центр» и ФГУП «Почта России», а также ООО «Вычислительный центр «ЖКХ» в размере 2,5% от суммы всех платежей плательщиков Общества, принятых с использованием Системы. Согласно полученным сведениям об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях у Общества имеется расчетный счет <номер> в ООО КБ «Алтайкапиталбанк». Иные открытые банковские счета у Общества отсутствуют. Согласно выписке о движении денежных средств по расчетному счету <номер>, открытому в ООО КБ «Алтайкапиталбанк», принятые УФСП Алтайского края - филиалом ФГУП «Почта России» денежные средства от населения в качестве оплаты за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ зачислялись на данный расчетный счет. Специальный банковский счет Общество не использовало по причине его отсутствия. Указанными действиями нарушен п. 18 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», поскольку поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым ФИО1 обжаловал его в районный суд, указывая на то, что между ООО «Черемушки» и ФГУП «Почта России» нет договорных отношений об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», договорные отношения между сторонами определены как оказание платежных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», в связи с чем ООО «Черемушки» не обязано использовать специальный банковский счет. Кроме того, ссылался на малозначительность совершенного административного правонарушения.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит решение судьи отменить, ссылаясь на прежние доводы, полагая, что они не получили надлежащей оценки при рассмотрении жалобы судьей районного суда.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило, в связи с чем дело может быть рассмотрена в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Плательщиком в рамках названного закона является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ).
Платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу ч. 18 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Согласно Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 16 июля 2012 года № 385-П, счет 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика», его назначение – специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФИО1 является директором ООО «Черемушки», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Факт совершения директором ООО «Черемушки» ФИО1 административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ; актом проверки использования специального банковского счета для осуществления расчетов и сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет Общества от ДД.ММ.ГГ; договором присоединения к системе сбора и обработки платежей «Город» от ДД.ММ.ГГ № 2217/К/ВЦ, заключенного между ООО «Единый расчетный центр» и ООО «Черемушки»; договором об оказании услуг от ДД.ММ.ГГ <номер>, заключенному между ООО «Черемушки» и ООО «Вычислительный центр «ЖКХ»; правилами работы системы сбора и обработки платежей «Город»; сведениями об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, из которых следует, что ООО «Черемушки» имеет расчетный счет <номер> в ООО КБ «Алтайкапиталбанк»; выпиской о движении денежных средств по расчетному счету <номер> за ДД.ММ.ГГ, содержащей сведения о перечислении со специального счета УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России» по договору клиента <номер> от ДД.ММ.ГГ денежных средств в сумме <данные изъяты> руб.
Оценив доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях директора ООО «Черемушки» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что на отношения, связанные с приемом платежей ФГУП «Почта России» и последующим их перечислением Обществу действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 103-ФЗ не распространяется, а потому оснований для открытия специального банковского счета не имелось, опровергаются установленными фактическими обстоятельствами и не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения.
Как усматривается из п. 1.1 договора присоединения к системе сбора и обработки платежей «Город» <номер> от ДД.ММ.ГГ, заключенного между ООО «Единый расчетный центр» (далее – ООО «ЕРЦ») и ООО «Черемушки» (далее – договор присоединения), предметом договора является присоединение клиента (ООО «Черемушки») в порядке ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации к участию в работе системы сбора и обработки платежей «Город» на условиях правил работы системы.
При этом согласно п. 1.1.1 данного договора клиент (ООО «Черемушки»), являющийся получателем денежных средств от плательщиков по жилищно-коммунальным услугам, уполномочивает, а центр (ООО «ЕРЦ») обязуется на условиях правил и договора обеспечить доступ к системе и информационное взаимодействие между центром, клиентом, оператором и организациями для возможности совершения плательщиками платежей в пользу клиента (ООО «Черемушки»).
Обязанности по оказанию платежных услуг в пользу клиента возникают у организации; обязанности по информационному и технологическому обслуживанию клиента на условиях правил и договора возникают у оператора (п. 1.1.2 договора присоединения).
Согласно п. 3.1 общий размер вознаграждения центра, оператора и организаций за обслуживание клиента в системе составляет 2,5% от суммы всех платежей плательщиков, принятых организациями в пользу клиента с использованием системы.
Из п. 1.1 Правил работы системы сбора и обработки платежей «Город» (далее по тексту - Правила) следует, что система сбора и обработки платежей «Город» - информационная система, представляющая собой единое информационное пространство, предназначенное для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при совершении плательщиками платежей и оказании организациями платежных услуг с использованием системы.
В силу п. 1.3 Правил заключение договора производится путем присоединения участников к условиям Правил и принятия Правил в полном объеме в соответствии со ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате заключения договора присоединения к системе. В результате заключения договора и в процессе осуществления своей деятельности в системе каждый раз в момент внесения плательщиком платежа соответствующие участники вступают между собой в прямые договорные отношения, предусмотренные настоящими Правилами.
К участникам системы, оказывающим платежные услуги клиентам, в частности, относится ФГУП «Почта России».
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, а также осуществляют на договорной основе распространение печатных изданий, доставку и выдачу пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, реализацию ценных бумаг, инкассацию и доставку денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги, прием платы за товары (услуги), выплату наличных денежных средств с использованием пластиковых карт и иную деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации.
Организации федеральной почтовой связи в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут выполнять по агентскому договору от своего имени, но за счет юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление лицензируемого вида деятельности, либо от имени и за счет указанных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей отдельные технологические операции лицензируемого вида деятельности.
С учетом изложенного судья пришел к правильному выводу о том, что рассматриваемые правоотношения в части порядка приема платежей физических лиц и последующему их перечислению Обществу урегулированы нормами Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, а не Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи».
При этом принимается во внимание, что перечисление денежных средств ФГУП «Почта России» в пользу ООО «Черемушки» осуществляет со счета <номер>, который в силу вышеприведенных положений является специальным и используется платежными агентами для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То обстоятельство, что ФГУП «Почта России» помимо приема от плательщиков денежных средств и передачи их ООО «Черемушки» осуществляет и иную деятельность, в частности, по осуществлению денежных переводов, не свидетельствует об отсутствии у ФГУП «Почта России» статуса платежного агента, поскольку во взаимоотношениях в рамках системы «Город» с ООО «Черемушки» ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность только по приему платежей от плательщиков по жилищно-коммунальным услугам, дополнительных услуг поставщику либо плательщику в рамках отношений, за которые приняты платежи, не оказывает.
Довод жалобы о малозначительности совершенного ФИО1 правонарушения не может быть признан обоснованным.
Посягательство на установленный порядок общественных отношений в данном случае заключается в ненадлежащем отношении руководителя юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Обстоятельств, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного ФИО1 административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей назначено в минимальных пределах санкции ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, соразмерно совершенному правонарушению, основания для переоценки выводов судьи и должностного лица отсутствуют.
Каких-либо процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено, в связи с чем жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 мая 2014 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья В.П. Мокрушина