ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-205 от 01.10.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

дело №21-205 поступило 17.09.2018 г.

судья Рабдаева Н.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ 1 октября 2018 года

Судья Верховного суда Республики Бурятия Тубденова Ж.В., при секретаре Эрдынеевой Е.К., рассмотрев жалобу начальника отделения по исполнению административного законодательства Кузбасского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте ФИО1 на решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 13 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.05.2018 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решением судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 13.08.2018 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба начальника отделения по исполнению административного законодательства Кузбасского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте ФИО1 – без удовлетворения.

Обращаясь в вышестоящий суд, начальник отделения по ИАЗ ФИО3 МВД России ФИО1 просит отменить постановление, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение. Указывает, что ФИО2 – начальник пассажирского поезда является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку в соответствии с должностными обязанностями является лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности. Транспортная безопасность им не была обеспечена, согласно заключению эксперта им перевозилась спиртосодержащая легковоспламеняющаяся жидкость. Неправильная квалификация действий начальника поезда не могла являться основанием для прекращения производства по делу, поскольку судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе переквалифицировать действия лица, привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, ФИО2 вменялось нарушение п.114 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, в соответствии с которыми не принимаются к перевозке в качестве ручной клади легковоспламеняющиеся вещества.

На заседание вышестоящего суда ФИО2, его защитник Стародубова Е.А., начальник отделения по ИАЗ ФИО3 МВД России ФИО1, государственный инспектор ОН ОТБ УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО4, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья вышестоящего суда приходит к следующему.

Ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 54 от 14.05.2018 г. 26 марта 2018 г. в 23 час. 20 мин. на перегоне ст.Юрга-1-ст.Тутальская Западно-Сибирской железной дороги при отработке пассажирского поезда ... в вагоне №8 в служебном купе «радиорубка», в купе для провоза багажа №9 начальник поезда ФИО2 допустил провоз спиртосодержащей продукции, находящейся в 9 пластиковых емкостях объемом 5 литров каждая, которая согласно заключению эксперта ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Кемеровской области № 59-18 от 28.04.2018 г., является легковоспламеняющейся. Тем самым, ФИО2 допущено нарушение Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, пункта 114 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473.

Судья Северобайкальского городского суда Республики Бурятия, оставляя без изменения постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО Ространснадзора от 25.05.2018 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2, согласился с выводом должностного лица Ространснадзора об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.

При этом, судья исходил из тех обстоятельств, что начальник вагонного пассажирского поезда резерва проводников пассажирских вагонов II группы вагонного участка ФИО2 не относится к субъектам транспортной инфраструктуры, не является перевозчиком, а спиртосодержащая жидкость на основе этилового спирта, приобретенная им для личного пользования и допущенная к провозу в железнодорожном транспорте, не входит в Перечень оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть, утвержденный Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

Между тем, объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пп. 4 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства /ч.1 ст.2/.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

Приказом начальника вагонного участка Северобайкальск – структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» ... ФИО2 назначен на должность начальника пассажирского поезда .

Приказом АО «Федеральная пассажирская компания» ... лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в пассажирских поездах (группе транспортных средств, сформированных и сцепленных в железнодорожный состав с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющей установленные сигналы), отправляемых или находящихся в рейсе, назначены начальники пассажирских поездов.

Согласно п.8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения физическими лицами, прибывающими на объекты транспортной инфраструктуры или транспортные средства либо находящимися на них.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 № 1208 утверждены требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта.

В соответствии с пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2014 № 1208 физическим лицам, следующим либо находящимся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, запрещается проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве.

В Правилах перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, содержатся нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, юридических и физических лиц, устанавливающие условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

Согласно п. 114 Приказа Минтранса России от 19.12.2013 № 473, нарушение которого вменялось ФИО5, не принимаются к перевозке в качестве ручной клади вещи (предметы), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.

Установлено, что начальником вагонного пассажирского поезда ФИО2, находящимся на указанном транспортном средстве, приобретено для личного пользования, принято к перевозке и размещено в служебном купе «радиотрубка» вагона № 8, в купе для провоза багажа вагона № 9 3 канистры емкостью по 5 литров коньяка, 6 канистр емкостью по 5 литров спирта.

Из справки об исследовании экспертно-криминалистическим центром УТ МВД России по СФО от 15.04.2018 г. № 2/44 следует, что жидкость в 6 полимерных бутылках, представленных на исследование, является спиртосодержащей жидкостью, крепостью 94,6 % об., приготовленной на основе этилового спирта, жидкость в 3 полимерных бутылках, представленная на исследование, является спиртосодержащей жидкостью, крепостью 37,8 % об., приготовленной на основе этилового спирта.

Согласно заключению эксперта ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Кемеровской области» № 59-18 от 28.04.2018 г. спиртосодержащие жидкости, исследованные экспертно-криминалистическим центром УТ МВД России по СФО с составлением справки об исследовании № 2/44 от 15.04.2018 г., являются легковоспламеняющимися.

Между тем, из материалов дела не усматривается, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда исследовалось данное обстоятельство – прием начальником пассажирского поезда, являющимся ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности, к перевозке в пассажирском вагоне легковоспламеняющегося вещества, в решении судьи соответствующим доводам жалобы оценка не дана.

Изложенное свидетельствует о том, что дело об административном правонарушении разрешено судьей с существенным нарушением процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 13 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ФИО2 отменить.

Возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Верховного суда

Республики Бурятия Ж.В. Тубденова