Судья Бандура Д.Г. 21-2051/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красногорск,
Московская область 04 августа 2022 года
Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ЛЁДИГЕ РУС» Усковой Е.В. на постановление должностного лица № 50/6-340-21-ИЗ/12-1183-И/990201 от 18 января 2022 года и решение Дмитровского городского суда Московской области от 09.06.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лёдиге Рус»,
при секретаре Нестеровой А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда в Московской области Государственной инспекции труда в Московской области № 50/6-340-21-ИЗ/12-1183-И/990201 от 18 января 2022 года, юридическое лицо - ООО «ЛЁДИГЕ РУС», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...> этаж, пом.1, ком.3, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением суда вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением суда, защитник ООО «ЛЁДИГЕ РУС» Ускова Е.В. обратилась с жалобой в Московский областной суд, в которой просила их отменить, как незаконные.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО «ЛЁДИГЕ РУС» Ускову Е.В., поддержавшей доводы жалобы в полном объеме, суд второй инстанции не находит оснований для отмены либо изменения принятых по делу актов.
Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Менделеевсказот", к административной ответственности) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В действующей редакции статья 213.1 Трудового кодекса Российской Федерации содержит аналогичные требования.
Согласно установленным в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Менделеевсказот", к административной ответственности) требования обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
В действующей редакции статья 214 Трудового кодекса Российской Федерации содержит аналогичные требования.
В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Менделеевсказот", к административной ответственности) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2011 года N 906н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, химических производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам химических производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Как следует из материалов дела, согласно постановления по делу об административном правонарушении № 50/6-340- 21-ИЗ/12-1183-И/990201 от 18 января 2022 года, было установлено, что ООО «Лёдиге РУС» совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно: необеспечение работника (ФИО1) средствами индивидуальными средствами защиты: защитные наушники; защитные очки, защитные перчатки защитная обувь, страховочный ремень, защитный шлем, чем нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ (работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением). Руководство по эксплуатации и обслуживанию грузоподъемного транспортного средства ETV 20 fit. Грузовой терминал аэропорта г.Москвы. 900- 00-160077-00: весь оперативный персонал должен быть снабжен индивидуальными защитными средствами: защитные наушники, защитные очки, защитные перчатки, защитная обувь, страховочным ремнем, защитным шлемом (п.2.11).
Согласно Личной карточке учёта выдачи СИЗ технику по электромеханическому обслуживанию предусмотрены следующие СИЗ (п.61 приказа Минздрава РФ от 09.12.2014г. №997н): куртка зимняя 1 в год, куртка - в год, брюки-2 в год, которые выданы ФИО1 06.03.2020.
Локально-нормативный акт, устанавливающий нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ в ООО «ЛЕДИГЕ РУС» отсутствует.
В соответствии с руководством по эксплуатации и обслуживанию грузоподъемного транспортного средства ETV 20 ft. Грузовой терминал аэропорта г. Москвы. 900-00- 160077-00 (П.2.31) весь оперативный персонал должен быть снабжен индивидуальными защитными средствами: защитные; наушники; защитные очки, защитные перчатки защитная обувь, страховочным ремнем, защитный шлем.
Таким образом, в ООО «ЛЁДИГЕ РУС» нарушены требовании ст.212 Трудового кодекса РФ в части: работодатель не обеспечил в полном объеме приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствие с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполнимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Документов, подтверждающих выдачу ФИО1 следующих СИЗ защитные наушники; защитные очки, защитные перчатки, защитная обувь, страховочный ремень, защитный шлем отсутствуют.
Данные факты нарушения законодательства о труде, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ. Местом совершения административного правонарушения является фактическое осуществление деятельности ООО «ЛЁДИГЕ РУС» по адресу Московская область, г.о. Химки, аэропорт Шереметьево.
Учитывая изложенное, в действиях юридического лица ООО «ЛЁДИГЕ РУС» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Днем совершения правонарушения является: 30.12.2021 г.
Местом совершения правонарушения является фактический адрес: Московская область г.о. Химки, аэропорт Шереметьево.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте о несчастном случае на производстве, произошедшем 08 июля 2021 года, который был составлен и утвержден 30.12.21г., акте о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, протоколе об административном правонарушении № 50/6-340-21-Ш/12-326- И/990201 от 11 января 2022 года, протоколе осмотра места несчастного случае от 08 июля 2021 года, которые и послужили основанием для составления 18.01.2022 года должностным лицом - государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Московской области ФИО2 постановления № 50/6-340-21-Ш/12-326- И/990201 о привлечении ООО «ЛЁДИГЕ РУС» к административной ответственности, установленной частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения ООО «ЛЁДИГЕ РУС»административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «ЛЁДИГЕ РУС», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) поименованного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Одним из обязательных условий применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ является факт совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего составы двух и более административных правонарушений.
Как усматривается из материалов дела, в рамках проведенной в отношении Общества проверки выявлен ряд нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, образующих составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена различными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Соответствующие нарушения допущены в результате не одного действия (бездействия), а нескольких самостоятельных действий (бездействий). В связи с чем, положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в данном случае неприменимы.
Из изложенного следует, что дела об административных правонарушениях подлежат самостоятельному рассмотрению, в отдельном производстве с принятием решения по каждому совершенному правонарушению, иное повлечет нарушение правил назначения административного наказания.
Должностное лицо и городской суд пришли к обоснованному выводу о квалификации действий ООО «ЛЁДИГЕ РУС» по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО «ЛЁДИГЕ РУС» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах минимальной санкции части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам апелянта оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд второй инстанции не находит.
По смыслу указанной нормы малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Поскольку в данном случае административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, свидетельствует о нарушении заявителем общественных правоотношений в области охраны труда, указанный факт нарушения трудового законодательства исключает возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении городским судом на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям ООО «ЛЁДИГЕ РУС» и сделан обоснованный вывод о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и виновности юридического лица в его совершении.
Довод жалобы о неподсудности административного дела в отношении ООО «ЛЁДИГЕ РУС» городскому суду являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Пункт 3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлениях Верховного Суда РФ от 05.11.2019 №87-АД19-18 и от 09.01.2020 №33-АД19-8, а также в п.п.56, 57 Обзора судебной практики Верховного суда РФ №1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 10.06.2020.
Суд второй инстанции также не находит оснований для удовлетворения довода жалобы о нарушении правил подсудности при расследовании несчастного случая с учетом места нахождения органа проводившего расследования.
Таким образом, правила подсудности при рассмотрении настоящего дела не нарушены.
Иные доводы апеллянта направлены на иную субъективную оценку исследованных городским судом доказательств, не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, и сводятся к переоценке доказательств по делу, а также были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд второй инстанции соглашается, в этой связи, данные доводы подлежат отклонению, как необоснованные.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления городского суда, не установлено, оснований для отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление должностного лица № 50/6-340-21-ИЗ/12-1183-И/990201 от 18 января 2022 года и решение Дмитровского городского суда Московской области от 09.06.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лёдиге Рус» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья М.В.Мертехин