ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-205/2022 от 22.02.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-205/2022

Р Е Ш Е Н И Е

22 февраля 2022 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГУП «Крымская железная дорога» ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 декабря 2021 года по делу № 12-419/2021,

у с т а н о в и л :

постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности в городе Симферополь Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 22.06.2021 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» (далее – ФГУП «КЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Данное постановление обжаловано в судебном порядке.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 декабря 2021 года № 12-419/2021 постановление должностного лица от 22.06.2021 года изменено, исключено из названного акта выводы о нарушении ФГУП «КЖД» требований пп. «а», пп. «л» п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 года № 1633. В остальной части постановление должностного лица от 22.06.2021 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, защитник ФГУП «Крымская железная дорога» ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, на основании п.1,2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Жалоба мотивирована тем, что предприятие не имело возможности предусмотреть финансовые средства на закупку переносных средств видеонаблюдения.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника ФГУП «КЖД» ФИО1 и представителя УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора ФИО3, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Федерального Закона № 16-ФЗ) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 года № 1633 “Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта”, утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее Требования).

Пп. «а» п.5 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры: назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры.

Обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, предусмотрена абз. 2 пп. «в» п. 5 Требований.

В соответствии с пп. «н» п.5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры: допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".

Статьёй 12.1 ФЗ РФ от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрены положения об обязательной подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности.

В соответствии с вышеуказанной нормой, силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации.

На основании Федерального закона № 16-ФЗ, аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

В соответствии с пп. «л» п.5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны проверять силы обеспечения транспортной безопасности из числа персонала в целях выявления оснований, предусмотренных

частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности". В случае выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности", отстранить лиц от выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О транспортной безопасности" установлены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

В соответствии с пп. «а» п.9 Требований, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории (железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, пассажирские железнодорожные остановочные пункты) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, в том числе, оснастить объект транспортной инфраструктуры:

видеоидентификацией объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале);

видеораспознаванием в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;

видеообнаружением в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности; видеомониторингом по периметру зоны транспортной безопасности; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток;

выявление нарушителей в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;

определение соответствия постоянного пропуска предъявителя предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (железнодорожный вокзал) в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности.

В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пп. "а" п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.

Так, согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ, ФГУП «КЖД» является субъектом транспортной инфраструктуру. (СТИ) в отношении ОТИ вокзал Севастополь

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с распоряжением начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора №157 от 21.04.2021 года 28 мая 2021 года была проведена плановая, выездная проверка в отношении железнодорожного вокзала Севастополь, ФГУП «КЖД» по соблюдению ФГУП «КЖД», обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

По результатам проведенной проверки составлен Акт проверки №65/07 от 28.05.2021 года.

Выявлены и зафиксированы в акте проверки №65/07 от 28.05.2021 года, нарушения пп. «а» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 года N 1633 (далее Требований), за не оснащение работников подразделения транспортной безопасности ФГУП «КЖД», осуществляющих защиту объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Севастополь - ФГУП «КЖД» обособленного подразделения «Центр организации работы железнодорожных вокзалов» - филиала ФГУП «КЖД» реестровый номер <данные изъяты> (далее-ОТИ) переносными средствами видеонаблюдения.

Нарушение пп. «н» п. 5 Требований, выразившееся в допуске к работе на должности, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции-Севастополь, а также привлечении к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии, с планом обеспечения транспортной безопасности сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ, инспекторов контрольно-пропускных пунктов и постов: ФИО4, ФИО5, ФИО6

Нарушение пп. «л» п. 5 Требований за допуск на ОТИ к работе на должности, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности лица сил обеспечения транспортной безопасности не проверенных в целях выявления оснований, предусмотренных части 1 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ, лиц ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, а именно ФИО7

Нарушение пп. «а» п. 9 Требований, за не оснащение объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеоидентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале); видеораспознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности; видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток; выявление нарушителей в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; определение соответствия постоянного пропуска предъявителя его предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах.

По результатам проверки 11.06.2021 года в отношении ФГУП «Крымская железная дорога» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности в городе Симферополь Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 22.06.2021 года ФГУП «КЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГУП «КЖД» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11.06.2021 года, Актом проверки №65/07 от 28.05.2021 года.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ФГУП «КЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Вместе с тем, судом первой инстанции обосновано, изменено постановление должностного лица от 22.06.2021 года и исключен вывод о нарушении ФГУП «КЖД» требований пп, «а», пп. «л» п.5 Требований по обеспечению транспортной ^безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 года № 1633.

Довод заявителя, в обоснование невиновности ФГУП «КЖД», является необоснованным, поскольку доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Являясь субъектом транспортной инфраструктуры, ФГУП «КЖД» имело реальную возможность для принятия всех необходимых и достаточных мер для устранения выявленных нарушений.

В связи с этим, а также, принимая во внимание характер выявленного правонарушения и степень его общественной опасности, суд первой инстанции обоснованно установил, что исключительных обстоятельств, при которых заявителем совершено неправомерное деяние, не имеется. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок привлечения ФГУП «КЖД» к административной ответственности соблюдены.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, имущественного положения учреждения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, направлено на предупреждение негативных последствий нарушения требований в области транспортной безопасности соответствующими субъектами.

Поскольку жалоба защитника ФГУП «Крымская железная дорога» ФИО1 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда от 01 декабря 2021 года отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу защитника ФГУП «Крымская железная дорога» ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 декабря 2021 года № 12-419/2021 - оставить без удовлетворения.

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 декабря 2021 года № 12-419/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП «Крымская железная дорога» - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья <данные изъяты> Тимошенко Е.Г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>