ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
№ 21-205/2022
г. Уфа 28 февраля 2022 г.
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,
при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и дополнения к ней директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дуслык» ФИО1 на постановление и.о. заместителя председателя - главного государственного жилищного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО3 № 21-49701-8752/1 от 18 августа 2021 г. и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дуслык» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. заместителя председателя - главного государственного жилищного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – должностное лицо) ФИО3 № 21-49701-8752/1 от 18 августа 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2021 г., директор общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дуслык» (далее – ООО УК «Дуслык») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи городского суда, директор ООО УК «Дуслык» ФИО1 (далее - ФИО1) подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит их отменить, приводя доводы их незаконности.
ФИО1 и его защитник Юнусов А.М., представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на рассмотрение жалобы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки не имеется, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 51 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Ст. 193 ЖК РФ установлены лицензионные требования к лицензиату по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, одним из лицензионных требований к лицензиату является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 с. 162 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ: по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В целях реализации ст. 162 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила № 416).
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Пп. «ж» п. 4 Правила № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как следует из материалов дела, Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на основании обращения №... от 11 марта 2021 г., по распоряжению заместителя председателя - главного государственного жилищного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО№... от 14 апреля 2021 г., проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «УК Дуслык».
По итогам проверки установлено, что ООО «УК «Дуслык» в лице директора ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом на основе договора управления многоквартирным домом, не имея правовых оснований (дом отсутствует в перечне лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «УК «Дуслык»), выставляет платежные документы в адрес собственников многоквартирного адрес.
Как следует из материалов дела, МКД №... по адрес находится в реестре лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД №... от 14 апреля 2015 г. у ООО УК «...».
Фактически деятельность по управлению МКД №... по адрес осуществляется ООО «УК «Дуслык» на основании договора управления от 01 марта 2018 г., заключенного с собственниками помещений МКД.
Согласно уведомлению Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 01 августа 2021 г. за исх. №..., директору ООО «УК «Дуслык» направлялся ответ на заявление от 19 июля 2019 г. о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД №... по адрес, в котором указано, что принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
Согласно приказу №... от 01 февраля 2016 г. ФИО1 является директором ООО «УК Дуслык».
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Привлекая директора ООО «УК «Дуслык» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья городского суда правомерно установили, что данное лицо, осуществляя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции общества, допустило осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД №... по адрес с нарушениями требований, предусмотренных Правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416, ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 Порядка внесения изменений в реестр лицензий, утвержденного приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 938/пр.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №... от 27 апреля 2021 г.; договором управления многоквартирным домом от 01 марта 2018 г.; обращением ФИО2 (л.д. 1510152); заключением №... от 23 июля 2019 г. по итогам проверки заявления и документов о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан (л.д. 71-72); приказом первого заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору №... от 30 июля 2019 г. об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан (л.д. 68); и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Юридическая квалификация и оценка действиям ФИО1 даны верные. Порядок и срок давности привлечения его к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на правовую позицию, выраженную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 г., несостоятельна, так как данная позиция касается обстоятельств, связанных с привлечением управляющей организации (ее должностных лиц) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна. К обстоятельствам по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 названного кодекса, которой установлена ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, данная правовая позиция неприменима.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных, проверенных и надлежаще исследованных должностным лицом и судьей городского суда обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой по материалам дела не имеется. Выводы судей о виновности должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ являются мотивированными, обоснованными и правомерными.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи городского суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление и.о. заместителя председателя - главного государственного жилищного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО3 № 21-49701-8752/1 от 18 августа 2021 г. и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дуслык» ФИО1 оставить без изменения, его жалобу и дополнения к ней – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан ФИО4
Справка:
судья Фархутдинова А.Г.