Судья Волкова Г.М. дело <данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е <данные изъяты> 02 сентября 2021 года Судья Московского областного суда Бирюкова Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Каширского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Пан А. Т.» ФИО1, У С Т А Н О В И Л: Постановлением заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>, генеральный директор ООО «Пан А. Т.» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Решением Каширского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения. Не согласившись с постановленными по делу актами, ФИО1 подал на них жалобу, в которой просил состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу прекратить. Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, ФИО1 в судебное заседание Московского областного суда не явился, представителя не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем, суд рассматривает дело по имеющимся материалам. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения постановленных по делу актов. Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля). В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", - перечень этих случаев является исчерпывающим. Расчеты по выплате работодателем - резидентом работнику - нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках, либо без использования переводов электронных денежных средств. Согласно статье 25 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (абзац первый). На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (абзац пятый). Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства. Из материалов дела следует, что ФИО1 являясь генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «Пан А. Т.» в соответствии с платежной ведомостью <данные изъяты> от <данные изъяты> год за расчетный период с <данные изъяты> по <данные изъяты> из кассы Общества была произведена выплата наличных денежных средств на основании кассового ордера <данные изъяты> от <данные изъяты>ФИО2, являющейся нерезедентом на сумму в размере 19881,38 рублей в виде заработной платы. У работника – нерезидента ФИО2 открыты счета в российских банках. Действия ФИО1, выразившиеся в осуществлении операции в виде выдачи заработной платы нерезидентам в валюте Российской Федерации через кассу Общества, а не через банковский счет в уполномоченном банке, квалифицированы по частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Пан А. Т.» подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; трудовым договором <данные изъяты> заключенным между ООО «Пан А. Т.» и ФИО2 от <данные изъяты>; платежной ведомостью сведениями об открытых счетах в банках и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление должностного лица основано на материалах дела и законе, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены. Решение судьи городского суда основано на материалах дела и законе, соответствует требованиям ст.30.7 КоАП РФ, мотивированно, оснований к его отмене не имеется. Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с учетом установленных обстоятельств, а также с учетом данных о его личности, характера совершенного правонарушения и вредных последствий правонарушения. Доводы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения являются несостоятельными. Поскольку валютная операция по выплате юридическим лицом - резидентом (работодателем) физическому лицу - нерезиденту (работнику) заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ перечень операций, то ее осуществление, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не допускается. В связи с чем, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту в безналичной форме с использования банковских счетов в уполномоченных банках. Утверждения заявителя в жалобе о наличии правовых оснований для применения по настоящему делу положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным являются несостоятельными. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Между тем, основания, позволяющие признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным по делу отсутствуют. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, независимо от степени причиненного ущерба, является грубым нарушением обязательных правил в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения, а потому не может быть признано малозначительным правонарушением, в том числе по доводам жалобы. В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов указанная совокупность обстоятельств не усматривается. Административное наказание назначено в пределах санкции ст.15.25 ч.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере. Законных оснований для снижения назначенного наказания в виде административного штрафа не имеется. Остальные доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных должностным лицом и судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленных по делу актов, не установлено, оснований для отмены или изменения по доводам жалобы не имеется. На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Каширского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Пан А. Т.» ФИО1 – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Судья Е.Ю. Бирюкова |