ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-207/2015 от 10.04.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

судья Левченков А.И. дело № 21-207/2015

РЕШЕНИЕ

10 апреля 2015 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 на решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 11 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ФИО2,,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 27 ноября 2014 года в отношении *** ФИО3 прекращено производство по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решением судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 11 февраля 2015 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 27 ноября 2014 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - старший государственный инспектор Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместитель начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как видно из материалов дела, в период с 08 августа 2014 года по 28 августа 2014 года Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка, в ходе которой установлено, что филиал **** (далее – предприятие) имеет источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В связи с этим был разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и технический отчет по инвентаризации выбросов, на основании которых утверждены нормативы выбросов и выдано соответствующее разрешение от 30 декабря 2013 года № 41 сроком действия до 31 декабря 2018 года.

Предприятием разработаны мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий на 2013-2018 года, приказом от 14 января 2014 года по филиалу **** назначены ответственные лица и порядок их действий в период неблагоприятных метеоусловий. Однако в нарушение, в том числе ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ), данные мероприятия не согласованы с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Несогласование с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий явилось основанием для вынесения 30 сентября 2014 года Орским межрайонным природоохранным прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении *** ФИО3 по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу по мотиву отсутствия состава административного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий необходимы для недопущения возникновения экстремально высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха в отдельные периоды. Материалы дела не содержат сведений о наступлении неблагоприятных метеорологических условий в п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области и проведении предприятием мероприятий, направленных на уменьшение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий. Административный орган полагает, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, образуют действия по проведению несогласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, либо не проведение таких мероприятий, при этом сам по себе факт несогласования мероприятий по сокращению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий нарушение ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ не образует.

Отменяя постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 27 ноября 2014 года и возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда пришел к выводу о нарушении норм материального права. Судья указал о том, что обязанность разработки и согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий вытекает из императивных предписаний закона, разработка и согласование необходимых мероприятий должно осуществляться заблаговременно до наступления неблагоприятных метеорологических условий. Невыполнение данных экологических требований, по мнению судьи, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.

В силу ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее - Порядок) утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 № 899. Согласно подп. 3 п. 3 Порядка заинтересованными лицами в целях этого документа являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории промышленной площадки филиала **** по адресу: (адрес), поступает 28 наименований загрязняющих веществ.

Следовательно, вывод судьи районного суда об обязанности предприятия согласовывать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий является правильным.

Вместе с тем, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению.

Часть 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Материалы дела не содержат сведений о том, что предприятием проводились либо должны были быть проведены такие мероприятия без согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а потому вывод судьи районного суда о нарушении должностным лицом, ответственным за контроль выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, требований ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ следует признать неправомерным.

Сам по себе факт несогласования с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плана таких мероприятий, нарушения ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ не образует.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица Управления Росприроднадзора по Оренбургской области о недоказанности материалами дела наличия в действиях *** ФИО3 объективной стороны вмененного ему нарушения является правильным.

При таких обстоятельствах решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 11 февраля 2015 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основанию, указанному в постановлении старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 27 ноября 2014 года .

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 11 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ФИО2, отменить.

Производство по делу прекратить по основанию, указанному в постановлении старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 27 ноября 2014 года .

Судья Оренбургского

областного суда Каширская Е.Н.