ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-207/2017 от 23.03.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Гвозденко А.Г. Дело <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

<данные изъяты> 23 марта 2017г.

Судья Московского областного суда Мишин И.Н., рассмотрев жалобу защитника Кондратьевой Н.С., действующей на основании доверенности в интересах ОАО «РКК «Энергия», на решение Королевского городского суда <данные изъяты> от 24.11.2016г. и постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» от 17.02.2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Открытого Акционерного Общества «РКК «Энергия»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО1<данные изъяты> от 17.02.2016г. Открытое Акционерное Общество «РКК «Энергия» /ОАО «РКК «Энергия», Общество/, ОГРН:<***>, ИНН:<***>, КПП:501801001, расположенное по адресу: <данные изъяты> «А», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000.00 рублей.

Решением Королевского городского суда <данные изъяты> от 24.11.2016г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенным решением, защитник Кондратьева Н.С., действующая на основании доверенности в интересах ОАО «РКК «Энергия», его обжаловала, просила отменить, указывая на его незаконность и необоснованность, поскольку вина ОАО «РКК «Энергия» не доказана материалами дела, событие административного правонарушения в действиях Общества отсутствует.

В судебном заседании защитник ОАО «РКК «Энергия» по доверенности Кондратьева Н.С. приведенные доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что разрешение на строительство на спорном земельном участке, который принадлежит ОАО «РКК «Энергия», было получено.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения решения городского суда не находит.

Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственностью за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

В силу статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты>г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Соответственно, данный принцип является основным принципом экологической экспертизы, основывающимся на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст.4, п.1 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность; в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В соответствии с п.1 ст.58 того же Закона, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Пунктом 2 ст.59 Закона об охране окружающей среды установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В порядке ст.33 Закона об особо охраняемых природных территориях, охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.

В соответствии с п.2 и п.4 ст.15 Закона об особо охраняемых природных территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Национальный парк "Лосиный остров", образованный Постановлением Совета М. Р. от 24.08.1983г. <данные изъяты> "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров", отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения (Постановление Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 280 "О национальном парке "Лосиный остров") и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 2056-р).

Как усматривается из материалов дела, 16.03.2015г. в 16 часов 10 минут на территории охранной зоны Национального парка «Лосиный остров», квартал 12, в свободной от застройки 150-метровой зоне, по адресному ориентиру: <данные изъяты> выявлено нарушение ОАО «РКК «Энергия» соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п.4 ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» <данные изъяты>-Ф3 от 14.03.1995г., выразившееся в осуществлении ОАО «РКК «Энергия» деятельности, а именно: проведение работ по планировке земельного участка и сносу железобетонных конструкций при помощи строительной техники, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, в охранной зоне Национального парка «Лосиный остров», без согласования с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

Действия ОАО «РКК «Энергия» были квалифицированы должностным лицом по ст.8.39 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в связи с выявлением на земельном участке по адресу: <данные изъяты>; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении <данные изъяты> от 17.02.2016г.; протоколом <данные изъяты> от 28.01.2016г.; объяснениями ФИО2, в которых он подтверждает проведение вышеуказанных строительных работ в 150-метровой охранной зоне; предписанием об устранении недостатков и нарушений, выявленных при осуществлении надзора за использованием территории национального парка и его охранной зоны от 30.12.2015г.; актом <данные изъяты> выхода на места и осмотра территории национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны; фотофиксацией правонарушения; ответом Минприроды РФ на обращение ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», из которого следует, что письмом Минприроды РФ 07.12.2009г. <данные изъяты> согласована социально-экономическая деятельность по строительству жилищного комплекса ОАО «РКК «Энергия» в охранной зоне национального парка «Лосиный остров», не предполагавшая застройку 150- метровой полосы, подлежащей озеленению местными видами растений и благоустройству в соответствии с Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988г. <данные изъяты>, а также Совместным Постановлением правительства <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров», а также другими доказательствами, оцененными городским судом в соответствии с требованиями КоАП РФ..

При этом, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, акт обследования земельного участка с планом-схемой и фотоматериалом, протокол об административном правонарушении, постановление о привлечении к административной ответственности оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, в рамках выполнения им служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, с другими представленными по делу доказательствами, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется, а поэтому правильно судьей городского суда положены в основу обжалуемого постановления, оценены в порядке ст.26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, вина ОАО «РКК «Энергия» во вмененном ему административном правонарушении доказана совокупностью представленных доказательств, тщательно исследованных городским судом, которые свидетельствуют о наличии в действиях названного Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, поскольку оно, осуществляя функции строительного контроля на объекте, допустило проведение строительных работ на земельном участке, расположенном в границах особо охраняемой природной территории, без заключения специально уполномоченного органа.

Учитывая изложенное, а также исходя из содержания представленных материалов, производимых Обществом работ, довод о том, что Общество производило обустройство и содержание строительной площадки по адресу: <данные изъяты>, подлежат отклонению как несостоятельные, в том числе и доводы жалобы о том, что ОАО «РКК «Энергия» не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, как и отсутствие в действиях Общества события правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ОАО «РКК «Энергия» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного законодательств.

Осуществляя функции строительного контроля на объекте по адресу: <данные изъяты>, ОАО «РКК «Энергия» обязано было осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.

Вместе с тем, заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности в границах особо охраняемой природной территории - национального парка «Лосиный остров», и не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на основании ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, ссылки в жалобе на отсутствие каких-либо доказательств, подтверждающих факт причинения какого-либо вреда природоохранному объекту действиями ОАО «РКК «Энергия», не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и постановления должностного лица, поскольку квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.8.39 КоАП РФ, является нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, на территориях, на которых находятся памятники природы, а также иных особо охраняемых природных территориях) либо в их охранных зонах.

Также следует отметить, что сам факт проведения строительных работ на объекте по адресу: <данные изъяты> границах 150-метровой зоны особо охраняемой природной территории - национального парка «Лосиный остров», без заключения специально уполномоченного органа, положительного заключения государственной экологической экспертизы, заявителем объективно не оспаривался.

При рассмотрении настоящего дела судьей первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло свое отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.

Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях ОАО «РКК «Энергия» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решение городского суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение административного штрафа в значительном размере.

Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного постановления поскольку не свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения дела были допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования и являются в своей совокупности лишь позицией защиты, направленной на уклонение от ответственности за совершенное административное правонарушение.

Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий должностного лица административного органа, при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

Административное наказание должностным лицом административного органа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст.8.39 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, объектом которого является соблюдение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, конкретных обстоятельств дела и тяжести административного правонарушения.

При этом каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи городского суда, по настоящему делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Королевского городского суда <данные изъяты> от 24.11.2016г. и постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» от <данные изъяты> от 17.02.2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Открытого Акционерного Общества «РКК «Энергия» оставить без изменений, жалобу без удовлетворения.

Судья И.Н. Мишин