Судья Бондаренко А.И. дело № 21-2091/2016
РЕШЕНИЕ
г.Самара 11 февраля 2016 года
Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «Авиаагрегат» по доверенности ФИО5 на решение судьи Промышленного районного суда г.Самары от 07 декабря 2015 года, которым оставлено без изменения постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ОАО «Авиаагрегат» к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Авиаагрегат» (далее ОАО «Авиаагрегат» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением представитель ОАО «Авиаагрегат» по доверенности ФИО4 обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить. В обосновании жалобы указал, что государственный орган ссылается на нарушение Обществом нормативных актов, которые не могут служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Санитарные правила 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 1.2. Санитарных правил 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 правила определяют обязательные гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и техническому перевооружению производственных объектов. Производственное здание ОАО «Авиаагрегат» построено и введено в эксплуатацию в марте 1969 <адрес>ДД.ММ.ГГГГг. производственное здание не подвергалось реконструкции и техническому перевооружению. Поскольку Санитарные правила 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 не имеют обратной силы, то такой нормативный акт не может применяться в рассматриваемом случае и служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Согласно преамбуле СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 нормы распространяются на проектирование административных и бытовых зданий высотой (по СНиП 21-01-97) до 50 м, включая мансардный этаж, и помещений предприятий. В связи с чем, по мнению заявителя, вышеуказанный СНиП не может применяться в рассматриваемом случае и служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Просил указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ отменить и прекратить производство по делу об административной правонарушении, применив положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признав совершенное административное правонарушение малозначительным.
По результатам рассмотрения жалобы, 07 декабря 2015 года Промышленный районный суд г.Самары оставил постановление административного органа без изменения, а жалобу ОАО «Авиаагрегат» - без изменения.
Не согласившись с указанным решением, представитель ОАО «Авиаагрегат» по доверенности ФИО5 обратился в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения Общества к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. Кроме того, указывает на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения, и полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просил состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Проверив представленные материалы дела, выслушав представителя ОАО «Авиаагрегат» по доверенности ФИО5 в поддержание доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со ст. 24 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарпо-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические липа обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст.6.4 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся в том числе и жилые здания. Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно- эпидемиологических требований, совершаемом путем как действия, так и бездействия, состоящего в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъект правонарушения - гражданин, достигший возраста 16 лет, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Субъективную сторону данного правонарушения составляет умышленная или неосторожная вина.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области на основании распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Авиаагрегат», в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 часов по адресу: <адрес> выявлены нарушения требования санитарного законодательства, выразившееся в следующем: цех 050 - в производственном помещении термического участка покрытие стен имеет дефекты, что не позволяет проводить систематическую очистку и влажную уборку, на стенах скопление пыли; покрытие пола на участке ТВЧ имеет значительные нарушения, что не позволяет проводить качественную очистку и обезвреживание: системы циркуляции СОЖ на металлообрабатывающих станках не оснащены устройствами очистки жидкостей от механических загрязнений: металлорежущее оборудование не имеет защитных устройств, предотвращающих разбрызгивание СОЖ и загрязнение рабочей зоны; системы циркуляции СОЖ не имеют отличную от других производственных систем окраску, контрастирующую с окраской станка: заточной станок на термическом участке не оборудован местной вытяжной вентиляцией: на заточном участке отсутствует возможность организации естественного воздухообмена, не оборудована общеобменная приточная вентиляция: воздуховоды вентиляционных систем цеха, строительные конструкции венткамер запылены, своевременно не очищаются: в мужской гардеробной, мужской душевой и преддушевой необходимо проведение ремонта: покрытие пола, стен, потолка нарушено, что не позволяет проводить уборку с применением моющих, дезинфицирующих средств: вентиляция в душевых, санузлах не работает: отсутствуют женские гардеробные (для хранения уличной и домашней одежды на термическом участке установлены шкафчики) и душевые: на участке пескоструйки, где отсутствует естественное освещение, применяются лампы накаливания вместо газоразрядных источников освещения со спектральным составом, близким к спектру естественного света, что является нарушением ст. ст. 11, 24 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 4.6, 4.18, 5.1, 5.6, 6.10, 6.19, 10.10 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», п.п. 2.18, 3.1, 3.5 СП № «Санитарные правила при работе со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками», п.п. 4.3, 4.15, СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», раздел 4 СПиП ДД.ММ.ГГГГ-87 «Административные и бытовые здания»; полы на производственных участках загрязнены маслами, своевременно не очищаются; ручная пескоструйная камера не герметизирована (целостность резиновых прокладок нарушена), что способствует поступлению запыленного воздуха в производственное помещение; на участке ТВЧ установлены емкости с маслом для закалки деталей, не оборудованные местной вытяжной вентиляцией, крышками, что является нарушением ст.11, 24 Закона РФ № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п.3.5 СП 5160-89 «Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием)», п.6.19 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий».
По результатам проверки, в связи с указанными обстоятельствами в отношении ОАО «Авиаагрегат» был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ОАО «Авиаагрегат» вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Факт совершения юридическим лицом рассматриваемого правонарушения и нарушения санитарно - эпидемиологических требований к эксплуатации зданий, сооружений подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением о проведении плановой выездной проверки Руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№, актом проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № от 18.12.2014г., протоколом об административном правонарушении 06-2/550 от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания и другими материалами дела.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него мерьы по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие ОАО «Авиаагрегат» исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства. Также материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых либо непреодолимых для организации обстоятельств, которые не позволили бы Обществу выполнить возложенные на него обязанности.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности юридического лица - ОАО «Авиаагрегат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Доводы, на которые ФИО5 ссылается в жалобе, в том числе и в части допущенных, по его мнению, грубых процессуальных нарушений при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену решения судьи.
Другие доводы, приведенные в жалобе заявителя, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашли свое правильное разрешение при вынесении судом решения. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит.
Административное наказание ОАО «Авиаагрегат» назначено в пределах санкции ст.6.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения ОАО «Авиаагрегат» к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
Вопреки доводам жалобы, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ОАО «Авиаагрегат» к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей и решение судьи Промышленного районного суда г.Самары от 07 декабря 2015 года оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО «Авиаагрегат» ФИО5- без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А. Тукмаков