Судья: Медоева Е.Н. Дело № 21-2095/2021
Решение
«06» октября 2021 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Капуста Н.С., по доверенности АЯГ., на решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 03 августа 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ответственного за соблюдение требований валютного законодательства общества с ограниченной ответственностью «Лавр» г. Краснодар Краснодарский край (далее - ООО «Лавр») Капуста Н.С.,
установил:
постановлением № <...> от 08 июня 2021 года заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Краснодару (далее – ИФНС №2 по г.Краснодару) ВВВ должностное лицо – ответственного за соблюдение требований валютного законодательства ООО «Лавр» Капуста Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере - <...> рублей.
Не согласившись с этим директор Капуста Н.С. обжаловал вышеуказанное постановление в районный суд.
Обжалуемым решением от 03 августа 2021 года судьи Первомайского районного суда г. Краснодара указанное постановление ИФНС оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, защитник Капуста Н.С. по доверенности АЯГ. считает решение суда незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам, просит решение судьи и постановление административного органа отменить.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, выслушав защитника Капуста Н.С., по доверенности ЧИП поддержавшего доводы жалобы в полном объеме; представителя ИФНС №2 по г.Краснодару, по доверенности БОН., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив доводы жалобы, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается всеми материалами данного дела, Капуста Н.С. является должностным лицом ответственным за соблюдение требований валютного законодательства в ООО «Лавр».
В 2019 году ООО «Лавр» привлекло иностранного работника - гражданку Республики Узбекистан МТР, с которой был заключен трудовой договор и за выполнение трудовых обязанностей установлен должностной оклад, согласно штатного расписания.
Как следует из оспариваемого постановления, должностное лицо ООО «Лавр» Капуста Н.С. 30 сентября 2019 года была произведена выплата заработной платы иностранной гражданке в наличной форме в сумме <...> рублей по платежной ведомости № 49, что является нарушением пункта 2 статьи 14 ФЗ от 10 декабря 2003 г. №173 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Документы, подтверждающие право работника на долгосрочное проживание на территории Российской Федерации, не являющегося гражданином данного государства, т.е. иностранного гражданина или лица без гражданства, а именно вид на жительство Капуста Н.С. не предоставлены.
В соответствии с выводами, приведенными в Постановлении Верховного Суда РФ от 06.03.2015 № <...> на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (абз. 5 ст. 11 ТК РФ).
Требования к способу выплаты заработной платы, в том числе и иностранным работникам установлены статьёй 136 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае работники является гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Следовательно, при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальная норма упомянутого Федерального закона № 17-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом нормы Закона № 173-ФЗ имеют приоритет над положениями ТК РФ.
Понятие валютной операции, содержащееся в ст. 1 Закона № 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные ст. 14 данного Закона, не вызывают таких сомнений, не содержат противоречий и неясностей, которые могли быть квалифицированы как неустранимые.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции как выдача резидентом нерезиденту (физическому лицу) наличных денежных средств в валюте Российской Федерации по трудовому договору, минуя счёт в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.
Сам факт осуществления выплаты заработной платы через кассу организации наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, в общей сумме <...> руб., а не через банковские счета в уполномоченном банке, установлен материалами дела.
В результате, указанных действий, были нарушены требования п. 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно: Общество производило расчеты при осуществлении с физическими лицами - нерезидентами валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - и влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения дела по существу, заместитель начальника ИФНС №2 по г.Краснодару пришел к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица ООО «Лавр» Капуста Н.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проверке законности принятого постановления судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения должностного лица ООО «Лавр» Капуста Н.С. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.
Наказание должностного лица ООО «Лавр» Капуста Н.С. назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление должностного лица и судебное решение должным образом мотивированы и отвечают требованиям ст.ст. 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела судьей Краснодарского краевого суда не установлено нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение решения судьи районного суда, в том числе и по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
решил:
решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 03 августа 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ответственного за соблюдение требований валютного законодательства ООО «Лавр» Капуста Н.С., оставить без изменения, жалобу защитника Капуста Н.С. по доверенности АЯГ без удовлетворения.
Судья
краевого суда Пегушин В.Г.