Судья Щербаков А.В. Дело № 21-209/2020
Р Е Ш Е Н И Е
13 ноября 2020 г. г. Орёл
Судья Орловского областного суда О.М. Циркунова, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу старшего государственного инспектора по Орловской области Приокского межрайонного Управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Заводского районного суда г.Орла от 2 сентября 2020 г.,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области ФИО1 от 10 июня 2020 г., юридическое лицо - АО «ЭкоСити» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением судьи Заводского районного суда г. Орла от 2 сентября 2020 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – АО «ЭкоСити» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием состава административного правонарушения).
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, старший государственный инспектор по Орловской области Приокского межрайонного Управления Росприроднадзора ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о том, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. №1589-Р утвержден перечень отходов производства и потребления, в состав которых входят компоненты, захоронение которых запрещается. В ходе административного расследования были выявлены полезные компоненты, не подлежащие захоронению.
В связи с чем, у судьи не имелось оснований для принятия обжалуемого решения.
Также указывает, что вышеуказанным Распоряжением не установлен допустимый объем отходов, которые разрешено размещать. В связи с чем, ошибочным является вывод судьи об отсутствии в действиях АО «ЭкоСити» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влекло наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; под сбором отходов понимается их прием в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В силу пункта 8 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года №-1589-р.
Классификация видов отходов, в том числе включенных в перечень, определяется Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора №-242 от 22 мая 2017 года.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в адрес Приокского межрегионального управления Росприроднадзора поступили обращения граждан по фактам нарушений законодательства об отходах АО «ЭкоСити» на территории полигона твердых бытовых отходов г. Орла, которые сводились к жалобам на разрастание полигона отходов, а также на сжигание отходов АО «ЭкоСити», что нарушает право граждан на безопасную среду.
В ходе проведенного в период с 18 февраля по <дата> Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора административного расследования в отношении АО «ЭкоСити» установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № осуществляется накопление отходов после сортировки твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), которые подлежат захоронению в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, <адрес>, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 года №443.
Поскольку в массе указанных отходов после сортировки ТКО были обнаружены отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605), отходы газет (код по ФККО 40512203605), использованные журналы, брошюры (код по ФККО 40512201605), которые входят в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. №1589-р, то административный орган пришел к выводу, что АО «ЭкоСити» не в полном объеме осуществляет сортировку отходов и допускает к последующему размещению отходы, запрещенные к захоронению, чем нарушает требования части 8 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года.
В связи с чем, в отношении АО «ЭкоСити» должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, а впоследствии вынесено постановление о привлечении АО «ЭкоСити» к административной ответственности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года №99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 года №1062.
Абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ предусмотрено, что под понятием «размещение отходов» понимается хранение и захоронение отходов.
Судом установлено, что АО «ЭкоСити» осуществляет деятельность по обработке отходов I-IV класса опасности на основании лицензии № (57)-1709-СТОУ/П, выданной <дата> Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, содержащей наименования видов отходов, кодов по ФККО, класса опасности, видов выполняемых с отходами работ, а также адресов мест осуществления деятельности.
Согласно названной лицензии АО «ЭкоСити» имеет право на осуществление следующей деятельности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация отходов I-IV класса опасности. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от <дата> №99-ФЗ: сбор, транспортирование, обработка, утилизация отходов IV классов опасности.
<дата> между АО «ЭкоСити» ООО «<...>» был заключен договор на оказание услуг по обработке отходов №, из пункта 1.1. которого следует, что АО «ЭкоСити» приняло на себя обязательства по оказанию услуг по обработке ТКО IV-V класса опасности на объекте, а ООО <...>» принимает на себя обязательства по передаче отходов АО в массе, установленной договором в своевременной оплате услуг по обработке отходов.
Лицензией №-СТОУ/П от <дата>, выданной АО «ЭкоСити» определен перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами IV-V класса опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код ФККО 73111001724 ; мусор и смет уличный код ФККО 73120001724; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный(включая крупногабаритный) код ФККО 73310001724; мусор и смет производственных помещений малоопасный код ФККО 73321001724; мусор от сноса и разборки зданий несортированный код ФККО 81290101724; отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие код ФККО 73610002724; смет с территории предприятия малоопасный код ФККО 73339001714; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ код ФККО 89000001724; отходы отбеливающей глины, содержащей растительные масла код ФККО 30114151294; осадок очистных сооружений дождевой (ливневой) канализации малоопасный код ФККО 72110001394; опилки и стружка разнородной древесины код ФККО 30531331204; ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод код ФККО 72220001394; ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод код ФККО 72220111394; осадок нейтрализации известковым молоком сернокислых вод тралением черных металлов код ФККО 36333711394; остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе код ФККО 74111911724; шлак плавки чугуна код ФККО 35701111214; отходы изготовления стержней и стержневой смеси на основе песка при литье металлов код ФККО 35705111204; мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасной код ФККО 72210101714; отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев дождевой (ливневой) канализации код ФККО 72180001394; древесные отходы от сноса и разборки зданий код ФККО 812101101724; отходы рубероида код ФККО 82621001514; смесь незагрязненных строительных материалов на основе полимеров, содержавшая поливинилхлорид код ФККО 82799001724; отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные код ФККО 81111111494; смет с территории гаража автостоянки малоопасный код ФККО 73331001714; мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный код ФККО 73322001724; шины пневматические автомобильные отработанные код ФККО 92111001504; шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом код ФККО 92111211524.
Обнаруженные должностным лицом административного органа отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605), отходы газет (код по ФККО 40512203605), использованные журналы, брошюры (код по ФККО 40512201605) не относятся к видам отходов, с которыми согласно вышеназванной лицензии АО «ЭкоСити» осуществляет деятельность.
Согласно территориальной схеме обращения с отходами в том числе с твердыми коммунальными отходами <адрес>, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от <дата>г. №, следует, что глубина отбора полезной фракции при смешанной системе сбора может составлять 2,9 % (таблица 9).
Из технологического регламента на технологию сортировки и утилизации твердых коммунальных отходов на мусороперегрузочной станции с элементами сортировки ТБО и ПО производительностью 200 тысяч тонн в год в <адрес>, утвержденной <дата> генеральным директором АО «ЭкоСити» ФИО6 определено, что процент остатков бумаги и картона, идущих на ПГС может составлять 1,5 % (таблица 2).
Из протокола об административном правонарушении, составленном в отношении АО «ЭкоСити» не усматривается какое количество бумагосодержащих остатков было обнаружено в ходе проведенного административного расследования на площадке АО «ЭкоСити». Из видеозаписи, зафиксировавшей осмотр места совершения административного правонарушения, просмотренной в судебном заседании, усматривается, что на месте временного хранения отходов обнаружено незначительное количество бумаги и картонных изделий.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах, судья районного суда пришел к обоснованному выводу, что объем бумагосодержащих остатков, обнаруженных в ходе проведенного административного расследования должностным лицом, является допустимым согласно Технологическому Регламенту и эти остатки не могут расцениваться, как самостоятельный вид промышленных или коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенные обстоятельства, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о отсутствии в действиях АО «ЭкоСити» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, правильно отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу.
Фактов, опровергающих выводы судьи, в настоящей жалобе не приведено.
Приводимые в жалобе доводы о том, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. №1589-р не установлен допустимый объем отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, не влияют на законность выводов судьи, поскольку из содержания имеющейся в деле лицензии АО «ЭкоСити» усматривается, что на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности лицензия у предприятия отсутствует, также названной лицензией не предусмотрено осуществление деятельности с отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605), отходами газет (код по ФККО 40512203605), использованными журналами, брошюрами (код по ФККО 40512201605).
В связи с изложенным, основания для отмены обжалуемого решения судьи Заводского районного суда <адрес> отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Заводского районного суда г.Орла от 2 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении АО «ЭкоСити» оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 - без удовлетворения.
Судья областного суда О.М. Циркунова
Судья Щербаков А.В. Дело № 21-209/2020