ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-210 от 25.07.2014 Саратовского областного суда (Саратовская область)

 Дело № 21-210

 РЕШЕНИЕ

 25 июля 2014 года город Саратов

 Судья Саратовского областного суда Полянина О.А., при секретаре Февралевой     А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 02 июня 2014 года и постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области № 42 от 21 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора открытого акционерного общества «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» ФИО1,

 установил:

 постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области № 42 от 21 марта 2014 года генеральный директор открытого акционерного общества «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» ФИО1 (далее – ОАО «СарАвтовокзал») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

 Решением судьи Кировского районного суда города Саратова от 02 июня 2014 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

 В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, и дополнении к ней ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу решений, ссылаясь на отсутствие, как события, так и состава административного правонарушения, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных по делу обстоятельств, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

 В судебное заседание ФИО1 не явился, о рассмотрении жалобы извещен в установленном порядке, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу без его участия.

 Защитники ФИО1 – Сотель А.П., Лобызова Т.В. доводы жалобы поддержали.

 Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения суда в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

 В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие состава административного правонарушения.

 В соответствии с ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля) устанавливаются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон).

 Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 В силу ст. 5 Закона органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

 Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг - Центральным банком Российской Федерации (п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона).

 В соответствии с п.п. 9.1,9.1.3 Инструкции Банка России от 04 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки (далее - ПС), резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы).

 Согласно п.п. 9.2, 9.2.2 Инструкции справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки: в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в пп. 9.1.2 - 9.1.4 п. 9.1 настоящей Инструкции.

 Как следует из материалов дела и установлено административным органом и судом, 04 декабря 2012 года между ОАО «Саравтовокзал» и <данные изъяты> заключен договор № 054 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, сроком действия договора с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.

 В рамках исполнения обязательств по указанному договору ОАО «Саравтовокзал» оказало услуги по международной перевозке пассажиров <данные изъяты> в феврале 2013 года на сумму <данные изъяты> рублей РФ, из которых <данные изъяты> удержано агентское вознаграждение и 144 <данные изъяты> сумма к перечислению.

 В связи с чем ОАО «Саравтовокзал» не позднее 22 марта 2013 года надлежало представить в уполномоченный банк паспорт сделки с экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к Инструкции, и документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору.

 19 марта 2014 года в отношении ОАО «Саравтовокзал» был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФФ, согласно которому фактически подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах представлены только 15 июля 2013 года.

 Вместе с тем согласно материалам дела об административном правонарушении и административного материала № 42 от 21 марта 2014 года, 13 марта 2013 года в Саратовское отделение №8622 ОАО «Сбербанк России» ОАО «Саравтовокзал» были представлены справки о подтверждающих документах, оформленные на основании отчетов агента за февраль 2013 года, на суммы <данные изъяты> и <данные изъяты>, что не оспаривается участниками производства по делу об административном правонарушении.

 Согласно представленным банком документам – отметке о дате и причине возврата справки о подтверждающих документах, вышеуказанные справки были возвращены ОАО «Саравтовокзал» на основании п. 18.6.2 Инструкции по причинам отсутствия даты подписания и несоответствия информации, указанной в справке, представленному подтверждающему документу. Датой возврата справок о подтверждающих документах банком указано 13 марта 2013 года, однако каких-либо достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих получение клиентом документов, в принятии которых было отказано в указанный срок и документа о причине их возврата, либо доведение до сведения клиента о необходимости исправления справок о подтверждающих документах, в материалах дела не имеется.

 В соответствии с п. 5.14.5 Технологической схемы осуществления централизованного валютного контроля операций клиентов и оформления паспортов сделок, утвержденной Распоряжением ОАО «Сбербанк России» от 21 декабря 2012 года № 1347-Р в случае отказа в приеме справки о подтверждающих документах (далее – СоПД) для возврата Клиенту СоПД и подтверждающих документов необходимо: распечатать Отметку о дате и причине возврата СоПД; проставить в разделе СоПД «Информация банка ПС» дату возврата; проставить в разделе СоПД символ «х» напротив соответствующего пункта причины возврата; подписать ее у ответственного лица подразделения ЮЛ; экземпляр СоПД вместе с подтверждающими документами и с Отметкой о дате и причине возврата СоПД передать клиенту. В табличном описании процесса данной схемы указано также на необходимость при отказе в принятии документов подготовки и направлении в подразделение ЮЛ мотивированного отказа в приеме СоПД и информации о порядке передачи информации и документов клиенту: формирования предварительного досье (до исправления клиентом замечаний).

 Согласно п. 1.15 схемы при отказе в приеме документов валютного контроля банк на форме отказа указывает срок для повторного представления исправленных документов валютного контроля.

 Доказательств в подтверждение выполнения в полном объеме указанных действий банком и оформления надлежащим образом отказа в приеме СоПД должностным лицом не представлено.

 Согласно доводам заявителя, об отказе в принятии справок о подтверждающих документах, представленных в банк 13 марта 2013 года, ОАО «Саравтовокзал» стало известно только в июле 2013 года, после чего ОАО «Саратоввокзал» незамедлительно представлены банку документы, оформленные надлежащим образом. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не содержится.

 Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 Учитывая изложенное, прихожу к выводу об отсутствии в действиях генерального директора ОАО «Саравтовокзал» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в связи с чем в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1.-30.9 КоАП РФ, суд

 решил:

 постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области от 21 марта 2014 года и решение Кировского районного суда города Саратова от 02 июня 2014 года отменить.

 Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора открытого акционерного общества «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

 Судья                              О.А. Полянина