ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-210/18 от 31.08.2018 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Авдонина И.Н. дело №21-210/2018

РЕШЕНИЕ

31 августа 2018 г. город Орел

Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу и.о. начальника Управления лесами Орловской области Лебедева И.В. на решение судьи Новосильского районного суда Орловской области 1 августа 2018 г., которым постановлено:

«жалобу Александрова Алексея Владимировича удовлетворить.

Постановление заместителя Главного государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области № 37 от 2 июля 2018 г. о назначении административного наказания по статье 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя общественной организации «Новосильское районное общество охотников и рыболовов» Александрова Алексея Владимировича отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения».

Заслушав дело, проверив доводы жалобы, судья,

установил:

постановлением заместителя Главного государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области № 37 от 2 июля 2018 г. должностное лицо- председатель общественной организации «Новосильское районное общество охотников и рыболовов» (далее - ОО «НРООиР») Александров А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, председатель ОО «НРООиР» Александров А.В. обжаловал его в районный суд, судьей которого постановлено указанное выше решение.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, должностное лицо административного органа просит решение судьи районного суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что 5 марта 2018 г. на основании служебной записки государственного инспектора по охране леса, комиссией КУ ОО «Новосильское лесничество» была проведена проверка по факту нарушения лесного законодательства в урочище «Кобылий Верх», квартал 71 Новосильского участкового лесничества.

В результате указанной проверки было установлено нарушение лесного законодательства, а именно размещение в лесопарковой зоне, квартал 71 выдел 30 «Кобылий Верх» кормушек для подкормки охотничьих ресурсов.

Ссылается на то, что на основании данной проверки Орловским природоохранным межрайонным прокурором 26 июня 2018 г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренной статьей 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалы дела переданы на рассмотрения по подведомственности в Управление лесами Орловской области.

Обращает внимание на то, что Александров А.В. был вызван на рассмотрение дела об административном правонарушении, рассмотрение которого состоялось 2 июля 2018 г. с участием всех сторон.

Приводит доводы о том, что исходя их объяснений Александрова А.В., данных прокурору, в ОО «НРООиР» именно он является ответственным за проведение биотехнических мероприятий в границах охотничьих угодий, в частности за подкормку охотничьих угодий.

Полагает, что факт нарушения лесного законодательства, а именно незаконного использования государственного лесного фонда РФ, относящегося к лесопарковой части защищенных лесов зеленой зоны, расположенных в границах ОО «НРООиР», подтвержден.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения Александрова А.В., полагавшего, что решение судьи является законным, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения, нарушающие режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе.

В силу пункта 2 части 3 статьи 105 Лесного Кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах запрещается, в том числе, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

При рассмотрении дела судьей первой инстанции установлено, что 5 марта 2018 г. на основании служебной записки государственного инспектора по охране леса Власова С.Н. от 1 марта 2018 г., комиссией КУ ОО «Новосильское лесничество» выявлено, что на участке государственного лесного фонда, квартал <...>, урочище «<...>», выдел <...>, оборудован солонец в виде деревянного ящика, заполненного солью, в двух метрах от него у ствола дерева породы береза на земле имеются остатки кукурузы и в выделе 1 вышеуказанного урочища на земле среди насаждений сосны имеются также остатки кукурузы (л.д. 53-54, 55).

По результатам проведенной проверки 26 июня 2018 г. Орловским природоохранным межрайонным прокурором было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя ОО «НРООиР» Александрова А.В. и в этот же день дело было направлено на рассмотрение по подведомственности в Управление лесами Орловской области (л.д. 45-84).

2 июля 2018 г. заместителем Главного государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области вынесено постановление № 37 о привлечении должного лица – председателя ОО «НРООиР» Александрова А.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и последний подвергнут административному штрафу в размере 20 000 рублей.

Вмененное в вину председателя ОО «НРООиР» Александрову А.В. административное правонарушение выразилось в том, что на участке государственного лесного фонда квартал <...>, урочище «<...>», выдел <...>, оборудован солонец в виде деревянного ящика, заполненного солью, в двух метрах от него у ствола дерева породы береза на земле имеются остатки кукурузы. В выделе 1 вышеуказанного урочища на земле среди насаждений сосны также имеются остатки зерна кукурузы. Производственный контроль на территории лесопарковой зоны ОО «НРООиР» надлежащим образом не осуществляется (л.д. 38-42).

Обращаясь в суд с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности, Александров А.В. указывал на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку материалы дела не подтверждают факта совершения им административного правонарушения. Лицо, совершившее незаконное использование государственного лесного фонда в РФ, относящегося к лесопарковой части защитных лесов зеленой зоны, не установлено. Доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение было совершено именно в лесопарковом зеленом поясе в материалах административного дела отсутствуют.

Проверяя доводы председателя ОО «НРООиР» Александрова А.В., судьей районного суда установлено следующее.

Так, порядок создания и режим осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности лесопарковых зон, лесопарковых зеленых поясов регламентирован Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»).

Согласно части 3 статьи 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования, а также лесопарковые зеленые пояса.

В силу пунктов 2, 3, 4, 5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1007 лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

Согласно частей 1 и 2 статьи 62.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Частями 1 - 6 статьи 62.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.

Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с момента поступления ходатайства о создании лесопаркового зеленого пояса организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".

По результатам общественных (публичных) слушаний общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации подготавливает итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию об общественных (публичных) слушаниях, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников рекомендациях.

В случае, если по результатам общественных (публичных) слушаний большинством участников было одобрено создание лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство вместе с итоговым документом (протоколом), подготовленным по результатам общественных (публичных) слушаний, в течение 10 дней после дня их проведения обнародуются, в том числе размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и направляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если лесопарковый защитный пояс планируется создать вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, - в Правительство Российской Федерации.

Решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если лесопарковый зеленый пояс создается вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации в срок не позднее 40 дней с момента поступления в данные органы документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

Уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.

Границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 8, 10-12 статьи 62.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В силу частей 1-4 статьи 62.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 30 дней с момента принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса размещает схему планируемых границ лесопаркового зеленого пояса на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 10 дней с момента принятия решения об установлении или изменении границ лесопаркового зеленого пояса размещает соответствующую информацию в текстовом и графическом виде на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не реже одного раза в полугодие размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» аналитическую информацию о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния.

Требования к информации, указанной в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации

В соответствии с подпунктом «в.1» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации лесопарковые зоны относятся к защитным лесам.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм понятие и порядок создания лесопарковой зоны и лесопаркового зеленого пояса, различен.

При этом, из материалов дела усматривается, что административным органом установлено нарушение режима хозяйственной деятельности ОО «НРООИР» в квартале 71, выдел 30 урочища «Кобылий Верх», относящегося к лесопарковой зоне.

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что вышеуказанная территория относится к лесопарковому зеленому поясу.

Кроме того, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля лесничий КУ ОО «Новосильское лесничество» ЦЮГ пояснил, что на территории г. Новосиль, Новосильского района Орловской области лесопарковых зеленых поясов не создавалось.

Установив изложенные выше обстоятельства, судья районного суда обоснованно пришла к выводу об отсутствии в действиях председателя ОО «НРООиР» Александрова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при производстве по делу не установлено.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку жалоба и.о. начальника Управления лесами Орловской области Лебедева И.В. не содержит данных, свидетельствующих о каких-либо существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявших на исход дела, а доводы должностного лица административного органа о наличии в действиях Александрова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таковыми не являются, то оснований для отмены судебного акта и возвращения дела на новое рассмотрение не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

решение судьи Новосильского районного суда Орловской области от 1 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Александрова Алексея Владимировича, оставить без изменения, жалобу и.о. начальника Управления лесами Орловской области Лебедева И.В. – без удовлетворения.

Судья областного суда И.Н. Сабаева