ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-211 от 01.11.2012 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело 21 – 211

Судья – Малярчук А. Г.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 01 ноября 2012 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора г.Апатиты по пожарному надзору Лапухова А.М. на решение судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 25 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением ВрИО начальника ОНД города Апатиты – заместителя главного государственного инспектора города Апатиты по пожарному надзору от 28 августа 2012 года № *** председатель правления Товарищества собственников жилья «***» (далее – ТСЖ «***») Соловьева И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.

Ссылаясь на необоснованность привлечения к административной ответственности, Соловьева И.А. обратилась в суд с жалобой об отмене постановления по делу об административном правонарушении, мотивируя тем, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, она (Соловьева И.А.) как председатель правления ТСЖ «***», не является.

В судебном заседании Соловьева И.А. и её защитник Соловьев О.И. доводы жалобы поддержали.

ВрИО начальника ОНД города Апатиты – заместитель главного государственного инспектора города Апатиты по пожарному надзору Лапухов А.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

Решением судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 25 сентября 2012 года постановление ВрИО начальника ОНД города Апатиты – заместителя главного государственного инспектора города Апатиты по пожарному надзору за № * от 28 августа 2012 года, которым Соловьева И.А., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере *** рублей, отменено.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, заместитель главного государственного инспектора г. Апатиты по пожарному надзору Лапухов А.М. просит решение судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 25 сентября 2012 года отменить и признать постановление ВрИО начальника ОНД города Апатиты – заместителя государственного инспектора города Апатиты по пожарному надзору от 28.08.2012 г. № * по делу об административном правонарушении, законным и обоснованным.

Указывает на доказанность вины Соловьевой И.А. как председателя правления ТСЖ «***» в совершении административного правонарушения.

Считает, что исходя из положений ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой закреплено понятие должностного лица и принимая во внимание положение ст.ст. 38, 39 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, Соловьева И.А. как председатель правления Товарищества собственников жилья «***» является субъектом административного правонарушения и должностным лицом, на которого в соответствии с законодательством возлагается ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности.

В судебное заседание не прибыла Соловьева И.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы административного дела, выслушав заместителя главного государственного инспектора г. Апатиты по пожарному надзору Лапухова А.М., поддержавшего жалобу, возражения защитника Соловьевой И.А. – Молчанова А.И., оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Как следует из материалов дела на основании распоряжения ВрИО начальника ОНД города Апатиты - заместителя главного государственного инспектора города Апатиты по пожарному надзору Лапухова A.M. за № * от 06.08.2012 в период с 14.08.2012 г. по 24.08.2012 г. ВрИО начальника ОНД города Апатиты – заместителем главного государственного инспектора города Апатиты по пожарному надзору Лапуховым A.M. была проведена плановая выездная проверка многоквартирного жилого дома * по ул. ... в г. Апатиты.

В ходе плановой выездной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные частями 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

По итогам проверки был составлен акт проверки № * от 24.08.2012г., в котором указаны нарушения, перечисленные в протоколах об административном правонарушении за № * и № *.

Факт наличия нарушений правил пожарной безопасности подтвержден материалами дела и по существу председателем правления ТСЖ «***» Соловьевой И.А. не отрицался.

Положения ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают ответственность, в том числе должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Часть 4 приведенной статьи предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», приятых и введенных в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7, Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденными Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также должностные лица в пределах их компетенции.

Таким образом, ответственность за нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации может возлагаться на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

Привлекая Соловьеву И.А. к административной ответственности за нарушения обязательных требований пожарной безопасности, ВрИО начальника ОНД города Апатиты – заместитель главного государственного инспектора города Апатиты по пожарному надзору пришел к выводу о том, что Соловьева И.А. как председатель правления Товарищества собственников жилья «***», являясь должностным лицом, не выполнила требования по соблюдению правил пожарной безопасности.

На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность должностных лиц, определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к ст.2.4 Ко АП РФ сформулировано понятие должностного лица, применяемое в производстве по делам об административных правонарушениях при определении субъекта административной ответственности. В частности, под должностным лицом понимается и лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях различных организационно - правовых форм (руководители и другие работники).

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

В силу части 1 статьи 147 Жилищного кодекса РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года (часть 2 статьи 147 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества (часть 3 статьи 147 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества (часть 4 статьи 147 ЖК РФ).

Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества (часть 5 статьи 147 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

Исходя из изложенного следует, что председатель ТСЖ является лицом, осуществляющим организационно-распорядительную или административно-хозяйственную деятельность в ТСЖ и относится к должностным лицам как субъектам административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела, протоколом собрания правления Товарищества собственников жилья № * от 07 апреля 2012 года, председателем правления ТСЖ «***» избрана Соловьёва И.А. (л.д. 7).

Согласно п. 5.6.1, п. 5.6.3 Устава ТСЖ «***» руководство деятельностью Товарищества осуществляется правлением Товарищества. Правление Товарищества избирает из своего состава председателя Товарищества (л.д. 36).

На основании п. 5.7.4 Устава в обязанности правления Товарищества входят, в том числе, управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им (л.д.37).

Пунктами 5.8.2, 5.8.3, 5.8.4 Устава ТСЖ «***» председатель правления Товарищества действует без доверенности от имени Товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, Уставом Товарищества не требуют обязательного одобрения правления Товарищества или общим собранием членов Товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов Товарищества правила внутреннего распорядка Товарищества, в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате труда (л.д.37).

С учетом изложенного вывод судьи о том, что председатель правления ТСЖ «***» Соловьёва И.А. не выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и не является должностным лицом, ошибочен и подлежит исключению из мотивировочной части решения.

Вместе с тем исходя из установленного и анализируя приведенные правовые нормы следует, что привлекая к административной ответственности Соловьеву И.А. за несоблюдение обязательных требований пожарной безопасности, орган административной юрисдикции не доказал, что Соловьева И.А. как председатель ТСЖ «***» в силу своих должностных обязанностей, обладает теми организационно-распорядительными и административно-хозяйственные функциями, неисполнение которых влечет административную ответственность за выявленные в период с 14.08.2012 г. по 24.08.2012 г нарушения требований пожарной безопасности.

В постановлении административного органа отсутствуют данные свидетельствующие, что именно в компетенции председателя ТСЖ «***», а не правления ТСЖ находилось решение конкретных вопросов соблюдения правил пожарной безопасности.

Таким образом, органом административной юрисдикции при привлечении Соловьевой И.А., как председателя ТСЖ «***» к административной ответственности не установлены именно ее вина и отношение к совершенному деянию.

Поэтому обоснованным является суждение судьи о том, что выводы о виновности Соловьевой И.А. как субъекта вмененного правонарушения, постановлены без учета требований статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Бремя доказывания возлагается на субъектов, наделенных соответствующими властными полномочиями, а лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, решение судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 25 сентября 2012 года об отмене постановления ВрИО начальника ОНД города Апатиты – заместителя главного государственного инспектора города Апатиты по пожарному надзору за № * от 28 августа 2012 года, которым Соловьева И.А., признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является законным.

Доводы жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного судебного решения по делу об административном правонарушении и, не влекут его отмены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Решение судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора г.Апатиты по пожарному надзору Лапухова А.М. - без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной части решения судьи указание о том, что председатель правления ТСЖ «***» Соловьёва И.А. не выполняет организационно - распорядительные и административно-хозяйственные функции и не является должностным лицом.

Судья Мурманского

областного суда А.П. Синица