ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-213 от 27.06.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21-213

Судья - Кутушова Ю.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск

27 июня 2019 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу ФИО1 и дополнения к указанной жалобе его защитника Заярного А.А. на решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 16 апреля 2019 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск от 13 февраля 2019 года * должностное лицо – директор Мурманского филиала акционерного общества «Управление отходами» (далее – АО «Управление отходами», Общество) П. А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 2.1 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда г.Мурманска от 16 апреля 2019 года постановление административной комиссии от 13 февраля 2019 года в части назначенного ФИО1 административного наказания изменено - административный штраф в размере 2000 рублей заменен на предупреждение, в остальной части постановление - оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, П. А.Н. просит вынесенные в отношении него акты отменить.

В обоснование жалобы указывает, что при привлечении его к административной ответственности административным органом и судьей не исследовался вопрос о наличии в его действиях признаков иных административных правонарушений.

Ссылаясь на пункт 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, согласно которому услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к коммунальным услугам, указывает на то, что ответственность за нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерацией об административных правонарушениях. В связи с этим считает, что квалификация его действий по статье 2.1 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях» является неверной.

Обращает внимание на то, что должностным лицом и судьей не анализировался срок вывоза Обществом твердых коммунальных отходов, а потому вмененный ему факт несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов в период с _ _ по _ _ не установлен.

В дополнениях к жалобе защитник Заярный А.А. указывает, что конкретных требований к сроку вывоза крупногабаритного или негабаритного мусора Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск не содержат.

Ссылаясь на то, что срок вывоза крупногабаритного мусора установлен Санитарными правилами 42-128-4690-88, считает, что их нарушение подлежит квалификации по статьям 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагает, что вмененное ФИО1 правонарушение подробно не изложено и его обстоятельства не установлены.

Указывает, что на контейнерной площадке также имелся строительный мусор, вывоз которого в обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не входит.

В судебное заседание не явились П. А.Н., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы, выслушав защитника ФИО1 - Заярного А.А., поддержавшего жалобу, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» нарушение установленного Правительством Мурманской области порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) при отсутствии признаков других административных правонарушений, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 №423-ПП утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области (далее - Порядок), согласно пунктом 1.3 которого сбор твердых коммунальных отходов осуществляется с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 2.3 Порядка вывоз крупногабаритных отходов с мест сбора и накопления, в том числе по заявкам потребителей, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации Региональный оператор.

Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться в сроки, не превышающие установленные требованиями законодательства Российской Федерации (п.7.9 Порядка).

Сбор твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области обеспечивает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/10 (далее - Территориальная схема), на основании договоров об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями по форме, указанной в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ***_ _ должностными лицами Управления Первомайского административного округа города Мурманска в ходе проведения обследования территории округа в районе многоквартирного ... выявлено, что специальная площадка для складирования крупногабаритных отходов переполнена, отходы размещены вне места сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Выявленные нарушения отражены в акте от _ _ */у с приложением фотоматериалов и адресным перечнем мест накопления ТКО.

По результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881, и в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области от 10.01.2018, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области присвоен АО «Управление отходами».

На основании приказа от _ _ директором Мурманского филиала АО «Управление отходами» является П. А.Н.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления _ _ уполномоченным должностным лицом в отношении директора Мурманского филиала АО «Управление отходами» ФИО1 протокола * об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО, и привлечения его 13 февраля 2019 года к административной ответственности, установленной данной нормой.

Проверяя правомерность привлечения ФИО1 к административной ответственности, судья районного суда исходил из того, что директором Мурманского филиала АО «Управление отходами» ФИО1 были нарушены требования Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области.

Вместе с тем, административным органом и судьей районного суда не учтено следующее.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места, накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Аналогичные положения закреплены в Правилах осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области (далее - Правила осуществления деятельности регионального оператора), утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 25 августа 2017 года №424-ПП, и разработанных в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

Вышеназванные Правила определяют цель, задачи деятельности, функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядок осуществления контроля за его деятельностью, а также особенности взаимодействия регионального оператора с участниками отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 2.1 Правил целью деятельности регионального оператора является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в границах зоны своей деятельности в соответствии с Территориальной схемой и Государственной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Задачами деятельности регионального оператора являются, в том числе организация и проведение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 2.2.1 названных Правил).

Пунктом 4.1 Правил осуществления деятельности регионального оператора установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами (с момента погрузки в автотранспортные средства, осуществляющие транспортирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления таких отходов).

Объективная сторона статьи 2.1 Закона Мурманской области выражается в нарушение установленного Правительством Мурманской области порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) при отсутствии признаков других административных правонарушений, т.е. указанная норма устанавливает правовое регулирование в сфере порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).

Из изложенного следует, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании как федерального, так и регионального законодательства осуществляет организацию сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, а не накопление твердых коммунальных отходов, т.е. деятельность регионального оператора не охватывается диспозицией статьи 2.1 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Следовательно, действия (бездействие) директора Общества ФИО1, как должностного лица регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

С учетом того, что в действиях (бездействии) ФИО1, как должностного лица, отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», постановление административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск от 13 февраля 2019 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 16 апреля 2019 года, вынесенные в отношении директора Мурманского филиала АО «Управление отходами» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При этом следует учесть, что Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступившим в силу 17.06.2019) включены новые составы административных правонарушения, предусматривающих ответственность за нарушения при обращении с отходами, несоблюдение требований при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (статьи 6.35, 8.2 и 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ФИО1 и его защитника Заярного А.А. - удовлетворить.

Постановление административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск от 13 февраля 2019 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 16 апреля 2019 года, вынесенные в отношении директора Мурманского филиала АО «Управление отходами» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица