ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-215/19 от 14.02.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Сурков В.П. д. № 21-215/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 14 февраля 2019 года

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Ермолаевой А.Г. (по доверенности) в интересах Департамента градостроительства г.о. Самара на решение судьи Ленинского районного суда Самарской области от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, которым

жалоба Департамента градостроительства г.о. Самара на постановление начальника отдела организации участковых инспекторов рыбоохраны Самарской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства от 18.09.2018 года о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей по ст.8.33 КоАП РФ –оставлена без удовлетворения, постановление начальника отдела организации участковых инспекторов рыбоохраны Самарской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства от 18.09.2018 года – без изменения.

У С Т А Н О В И Л

Постановлением №63-01/393 начальника отдела организации участковых инспекторов рыбоохраны Самарской области и оперативного государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения ВБР Средневолжского территориального управления Росрыболовства от 18.09.2018 года юридическое лицо - Департамент градостроительства г.о. Самара признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, представитель Ермолаева А.Г. в интересах Департамента градостроительства г.о. Самара обратилась с жалобой в Промышленный районный суд г. Самары.

Определением судьи Промышленный районный суд г. Самары от 02.10.2018 года жалоба направлена по подведомственности в Ленинский районный суд Самарской области.

Решением судьи Ленинского районного суда Самарской области 15 ноября 2018 года постановлено указанное выше решение.

В жалобе, поданной на рассмотрение в Самарский областной суд, представитель Ермолаева А.Г. в интересах Департамента градостроительства г.о. Самара просит отменить постановление административного органа и решение суда в связи с неверной оценкой судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы и возражений, выслушав защитника Департамента градостроительства г.о.Самара Ермолаеву А.Г. в поддержание доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административная ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Целями данной статьи являются охрана животного мира с помощью специальных средств защиты среды обитания и путей миграции животных, предотвращение самовольного воздействия на сложившиеся популяции животных. Сфера действия данной статьи охватывает разнообразную деятельность производственного характера (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика), оказывающую влияние на среду обитания животных.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, является действие (бездействие) физического или юридического лица, нарушающее установленные законами или иными нормативными правовыми актами правила охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, которые могут выражаться в хранении материалов и сырья в неогороженных местах, в изменении уровня воды в гидросооружениях в период массовых миграций и размножения объектов животного мира без согласования со специально уполномоченными органами по охране животного мира и среды их обитания, в отсутствии специальных предупредительных знаков и знаков ограничения скорости на транспортных магистралях либо устройств со специальными проходами, выжигании растительности и др.

Субъективной стороной административного правонарушения предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ является умышленная вина, то есть когда лицо, совершающее действие, направленное на нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Согласно части 1 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" При территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

В силу пункта 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997, при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания" к мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания относится в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания", при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате деятельности Департамента градостроительства г.о. Самара при реконструкции 4 очереди набережной, установлено, что согласование планирования и проведения работ по реконструкции 4 очереди набережной, в т.ч в запретный нерестовый период, со Средневолжским ТУ Рыболовства в период с августа 2017 года по июль 2018 года не проводилось, оценка негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания не проводилась. Срок реализации проекта реконструкции четвертой очереди набережной составлял 18 месяцев (февраль 2016 г.- июль 2017 г.), исключая проведения работ в нерестовый период. Однако работы по реконструкции четвертой очереди набережной были закончены только в июне 2018 г., при чем работы проводились и в запретный нерестовый период. То есть без согласования со Средневолжским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству, без проведения оценки негативного воздействия на водные биологические ресурсы в период проведения работ по реконструкции четвертой очереди набережной с июля 2017 г. по июнь 2018 г., то есть совершило нарушение ст.35, 56, 60 «Водного кодекса РФ», ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире".

В отношении юридического лица Департамента градостроительства г.о. Самара 05.09.2018 года был составлен протокол об административном правонарушении 63-01\393 по ст. 8.33 КоАП РФ и вынесено постановление от 18.09.2018 года о наложении административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Факт совершения Департаментом градостроительства г.о. Самара административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ и виновность в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: постановлением по делу об административном правонарушении 63-01\393 от 18.09.2018 года, протоколом об административном правонарушении № 63-01\393 от 05.09.2018 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и об истребовании сведений от 19.07.2018 года и иными материалами дела.

Представленные материалы свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив все представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Департамента градостроительства г.о. Самара состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с оценкой доказательств не имеется.

Ссылка в жалобе о том, что судьей были неправильно определены все обстоятельства дела, не могут быть признаны обоснованными, поскольку все обстоятельства дела были верно установлены и в соответствии с представленными доказательствами, которые были оценены судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для получения дополнительных доказательств у судьи не имелось.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ст. 8.33 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что предприятием сделано не было.

Доказательства того, что Департаментом градостроительства г.о. Самара приняты все необходимые и достаточные меры для исполнения возложенных на него обязанностей, суду не предоставлены, что свидетельствует о наличии вины в бездействии.

С учетом вышеизложенного, в действиях Департаментом градостроительства г.о. Самара имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.33 КоАП РФ.

Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в действиях Департамента градостроительства г.о. Самара состава вменяемого административного правонарушения, так как до начала реконструкции были направлены все необходимые документы в Средневолжское территориальное управлением Федерального агентства по рыболовству и Департаменту было выдано решение о согласовании деятельности по проекту «Реконструкция территории набережной реки «Волга городского округа Самара (4 очередь)», получено положительное заключение ГАУ СО «Государственная экспертиза проектов в строительстве» от 22.08.2016 г., получен отчет по теме «Оценка воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, определение последствий этого воздействия, разработка мероприятий по компенсации причиненного вреда при реализации работ по объекту «Реконструкция территории набережной реки «Волга городского округа Самара (4 очередь)», таким образом деятельность по реконструкции была согласована и повторного согласования, в том числе, при смещении графика выполнения работ не требует, является несостоятельным.

На момент получения согласования срок реализации проекта составлял 18 месяцев (февраль 2016 г.- июль 2017 г.), исключая проведение работ в нерестовый период (15.04-15.06). Согласование проекта в период с августа 2017 года по 2018 года не проводилось, оценка негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания также не проводилась.

Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать.

На основании представленных документов указанным выше федеральным органом исполнительной власти оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 380, их достаточность, а также определяется возможность проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, или необходимость проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусмотренных подпунктом "з" пункта 2 этого положения.

Порядок согласования деятельности, оказывающей влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания, определен Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384.

Согласно Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания", обязательным условием является срок завершения строительства (его этапов), конкретный план строительства, включая подготовку (срок и последовательность строительства).

Довод жалобы о не выяснении судом первой инстанции периода нереста в 2018 году является несостоятельным, так как Приказом Минсельхоза России от 27.07.2017 N 371 "О внесении изменений в правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 453", были внесены изменения на нерестовый запрет на рыбную ловлю в Самарской области, которые действовали в период 2018 года.

Довод представителя о том, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку работы на указанном объекте были начаты в марте 2017 года. Департамент направил письмо от 30.05.2018 года №Д05-01/759 начальнику СВФ ФГБУ «Гларыбвод» о начале выполнения работ по реконструкции с 15.03.2017 г., объект введен в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 09.06.2018 г. №63-301000-127-2018, выданного министерством строительства Самарской области, является несостоятельным, поскольку данное правонарушение относится к длящимся и было выявлено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении 19 июля 2018 г., в связи с чем, вынесение постановления 18 сентября 2018 года соответствует установленному ст. 4.5 КоАП РФ сроку давности привлечения к административной ответственности - один год.

Иные доводы, на которые ссылается Ермолаева А.Г. в своей жалобе, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках производства по делу административным органом и судом, с выводами которых апелляционная инстанция согласна.

Нарушений норм материального или процессуального права, предусмотренных КоАП РФ, как при привлечении Департамента градостроительства г.о. Самара к административной ответственности, так и при рассмотрении жалобы районным судом, не установлено.

Порядок и срок давности привлечения Департамента градостроительства г.о. Самара к административной ответственности соблюдены.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Довод жалобы о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращении производства по настоящему делу не является.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Совершенное Департаментом градостроительства г.о. Самара административное правонарушение посягает на отношения в сфере охраны окружающей среды, создает угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, что существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенного постановления и решения по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л

Решение судьи Ленинского районного суда Самарской области от 15 ноября 2018 года и постановление начальника отдела организации участковых инспекторов рыбоохраны Самарской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства от 18.09.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ в отношении Департамента градостроительства г.о. Самара о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей оставить без изменения, жалобу представителя Ермолаевой А.Г. - оставить без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А.

.