ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-216 от 25.05.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело №21-216

Судья Мирошниченко С.Н.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

25 мая 2017 г. г. Махачкала

Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К. при рассмотрении жалобы администрации муниципального образования внутригородской район « Кировский район» г. Махачкалы на решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 07 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.13 ч.2 КоАП РФ в отношении МО внутригородской район « Кировский район» г. Махачкалы,

У С Т А Н О В И Л А :

Постановлением № 316 от 18.07. 2016 года старшего государственного инспектора Росприроднадзора РФ по РД Абдуллаева М.А. Администрация МО внутригородской район «Кировский-район» г. Махачкала признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200.000 рублей.

В постановлении указано, что 27.04.2016 г. в 16 час. 00 мин. в ходе проведения проверки в санитарно –охранной зоне канала КОР в пределах административной территории Кировского района г. Махачкала по маршруту от
пересечения КОР по <адрес> проведен осмотр и
обследование канала им. Октябрьской революции, в ходе которого выявлены
факты размещения мест сбора твердых бытовых отходов, мусора в водоохраной зоне и
санитарно защитной зоне канала имени Октябрьской революции КОР в следующих точках.:

- по правому берегу КОР впритык к каналу расположен лоток для сбора мусора, который в момент обследования был переполнен отходами. Так же зафиксировано большое количество мусора и бытовых отходов вокруг указанного мусорного лотка прямо на проезжей части. Размеры свалки 12x2 метров, высотой насыпи 0,5 метров;

-по правому берегу в 4 метрах от КОР расположен лоток для сбора мусора, заполненный отходами;

-по правому берегу в 5 метрах от КОР расположен лоток для сбора мусора, заполненный отходами;

- по правому берегу КОР у проезда п. Семендер в 6 метрах от КОР расположена
контейнерная площадка для сбора мусора из 8 баков, баки заполнены отходами.
Мусорные лотки были с эмблемой «ЭКО-М».

В ходе обследования 29.04.2016 года в 11 часов было выявлено, что нагорная канава, протекающая вдоль канала им. Октябрьской революции по правому берегу в пос. Семендер на расстоянии от 8 до 10 метров от КОРА, засорена, захламлена и местами перекрыта строениями из за чего отсутствует нормальный отток стоков. В связи с чем канава переливается из берегов и стоки стекают в КОР. При очистке и обслуживании нагорной канавы вдоль КОРа, по правому берегу в водоохраной зоне КОР, на открытой местности размещены отвалы размываемых грунтов, состоящие из отходов, вынутых при очистке данного канала, иловые отложения, данные отвалы, отходы размещены на расстоянии от 5 до 8 метров, ширина 2 метра. Те же самые факты, на тех же самых точках были зафиксированы при повторном обследовании 12 мая 2016 года.

В жалобе представитель Администрации МО внутригородской район «Кировский район» г. Махачкала Маммаев А.О. просит отменить постановление от 18.07.2016 г. ссылаясь на то, что вывозом мусора и отходов на указанных территориях занимается не Администрации МО внутригородской район «Кировский район» г. Махачкала, а ООО УК «ЭКО-М». Согласно Правилам благоустройства территории округа «город Махачкала», утвержденных решением собрания депутатов городского округа «город Махачкала» № 20-6 от 24 апреля 2013 года, Управление ЖКХ г. Махачкалы разрабатывает и утверждает схему размещения контейнерных площадок на территории города, с указанием количества устанавливаемых на них контейнеров в соответствии с пожарными и санитарными нормами и правилами. <адрес> привлечена к ответственности незаконно, т.к. вывозом бытовых отходов она не занимается, вывозом отходов занимается администрация гор. Махачкалы.

Решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 07 февраля 2017г. Постановление № 316 от 18.07.2016 года старшего государственного инспектора Росприроднадзора по РД Абдуллаева М.А. за № 316 от 18.07.2016 года, вынесенное в отношении Администрации МО внутригородской район «Кировский район» г. Махачкала по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым Администрации МО внутригородской район «Кировский район» г. Махачкала подвергнуто штрафу в сумме 200 000 руб., оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

В жалобе представителя администрации МО внутригородской район «Кировский район» г. Махачкалы Мамаева А.О. ставиться вопрос об отмене решения суда по тем же основаниям, что указаны в жалобе на постановление госинспектора Росприроднадзора по РД от 18.07.2016 г. На заседании суда представитель Мамаев А.О. поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что они не являются субъектом данного правонарушения.

В возражениях представители Управления Росприроднадзора Рясной И. Ю.и Рабаданов Т.А. просили решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, прихожу к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Так, из акта проверки № 02-05-05/2016 от 29.04.2016 года следует, в ходе проведения проверки в санитарно-охранной зоне канала КОР в пределах административной территории Кировского района г. Махачкала, по маршруту от пересечения КОР по <адрес> проведен осмотр- обследование канала им. Октябрьской революции 27.04.2016 г. в 16:00, в ходе которого выявлены факты размещения мест сбора твердых бытовых отходов мусора в водоохраной зоне и санитарно защитной зоне канала имени Октябрьской революции (КОР ) в следующих точках: - по правому берегу КОР впритык к каналу расположен лоток для сбора мусора, который в момент обследования был переполнен отходами;-так же зафиксировано большое количество мусора и бытовых отходов вокруг указанного мусорного лотка прямо на проезжей части., размеры свалки 12x2 метров высотой насыпи 0,5 метров; - по правому берегу в 4 метрах от КОР расположен лоток для сбора мусора, заполненный отходами; - по правому берегу в 5 метрах от КОР расположен лоток для сбора мусора, заполненный отходами; - по правому берегу КОР у проезда в пос. Семендер в 6 метрах от КОР расположена контейнерная площадка для сбора мусора из 8 баков, баки заполнены отходами. Мусорные лотки были с эмблемой «ЭКО-М».

В ходе обследования 29.04.2016 года в 11 часов было также выявлено, что нагорная канава, протекающая вдоль канала им. Октябрьской революции ( КОР) по правому берегу в пос. Семендер, на расстоянии от 8 до 10 метров от КОРА засорена, захламлена и местами перекрыта строениями, из за чего отсутствует нормальный отток стоков. В связи с чем, канава переливается из берегов и стоки стекают в КОР. При очистке и обслуживании нагорной канавы вдоль КОРа, по правому берегу в водоохраной зоне КОРа, на открытой местности размещены отвалы размываемых грунтов, состоящие из отходов, вынутых при очистке данного канала, иловые отложения, данные отвалы, отходы размещены на расстоянии от 5 до 8 метров, шириной 2 метра.

Те же самые факты, на тех же самых точках были зафиксированы при повторном обследовании 12 мая 2016 года.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении Администрации МО внутригородской район «Кировский район» г. Махачкала признана виновной по ч.2 ст. 8.13 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 200.000 тыс. руб. ( л.д. 8-11).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Указанные в постановлении факты не отрицал представитель администрации МО внутригородской район « Кировский район» Мамаев А.О., однако он просил признать виновным по этим нарушениям администрацию г. Махачкалы.

Согласно статье 8.13, ч.2 КоАП РФ, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно постановлению главы администрации г. Махачкалы № 348 от 21.07.1998 г. для канала им. Октябрьской революции ( КОР) установлена зона санитарной охраны - 15 метров от оси канала.

Согласно ст. 15 п.2 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления химических, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

Твердый бытовой мусор от населения, производственный мусор, строительные отходы, отходы древесины и другие материалы, представляющие опасность для окружающей среды и здоровья человека являются опасными отходами.

Согласно ст. 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потреблений запрещается.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления городского округа.

Однако в соответствии с Законом Республики Дагестан от 08. 02. 2016 года № 9 «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районах в его составе» указанная деятельность возложена на органы внутригородских районов городского округа город Махачкала.

За внутригородскими районами закрепляются следующие вопросы местного значения городского округа:

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах внутри городского района ( п.2 ст.2);

- организация сбора( в том числе раздельного сбора и транспортирования твердых бытовых отходов ( ч.2 ст. 10).

Согласно ст. 10 указанного Закона РД, к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских районов относится организация сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортировка твердых коммунальных отходов.

Судом указанные нормы права применены правильно и сделан обоснованный вывод, что субъектом данного правонарушения является администрация МО внутригородского района « Кировский район» г. Махачкалы.

С учетом изложенного доводы представителя Мамаева А.О. о том, что ответственность за сбор мусора в пределах территории Кировскиого района в водоохраной зоне и санитарно защитной зоне КОР несет администрация г. Махачкалы, являются не убедительными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.8-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 07 февраля 2017 г. оставить без изменения, жалобу представителя администрации муниципального образования внутригородского района» Кировский район» г. Махачкалы Мамаева А.О. – без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Дагестан Гомленко Н.К.