ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-216/2017 от 22.03.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 21-216/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 22 марта 2017 года

Судья Хабаровского краевого суда Унтевская Е.Л., рассмотрев жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО3 на постановление государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю ФИО1 от 24 октября 2016 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

УСТАНОВИЛА:

постановлением Ванинского транспортного прокурора Корчагина Е.В. от 12 октября 2016 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»).

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю ФИО1 от 24 октября 2016 года ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года постановление должностного лица изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Хабаровский краевой суд, защитник ОАО «РЖД» ФИО3 просит постановление и решение изменить либо отменить, освободив ОАО «РЖД» от административного наказания.

Указывает, что ОАО «РЖД» не может быть признано виновным в данном административном правонарушении, поскольку выявленное должностными лицами административное правонарушение произошло по вине ООО СК «Востокстроймеханизация» и ООО «Знак труда»; что ОАО «РЖД» не осуществляло хранение отходов производства; что в нарушение ст. 25.1 КоАП РФ законный представитель общества не извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении; что вина ОАО «РЖД» в инкриминируемом правонарушении не установлена.

Одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении срока на её подачу.

В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» ФИО3 ходатайство, требования и доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель должностного лица административного органа ФИО4 требования и доводы жалобы не признал, просил оставить ее без удовлетворения.

Ванинский транспортный прокурор, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участников производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного данной нормой, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Рассматривая ходатайство защитника ОАО «РЖД» ФИО3 о восстановлении срока для подачи настоящей жалобы с приложенными в его обоснование доказательствами, прихожу к выводу о том, что данный срок пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства).

Согласно статье 11 Закона об отходах производства индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).

Согласно п. 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), требования данных правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В соответствии с п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

В силу п. 4.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов размещение объекта складирования не допускается.

Из материалов дела следует, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в Советско-Гаванской дистанции пути – структурном подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной Дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».

В ходе проверки установлено, что на промышленной площадке № 2 ст. Токи, находящейся в водоохранной зоне (409 м от береговой линии моря), осуществляется складирование отходов производства 3 и 4 класса опасности – шпал железнодорожных отработанных деревянных, пропитанных антисептическими средствами (3 класс опасности) и покрышек отработанных (4 класс опасности).

В нарушение указанных выше санитарно-эпидемиологических требований отработанные деревянные шпалы и покрышки складируются навалом на открытый грунт, вне специальной площадки с твердым водонепроницаемым покрытием. Имеющееся асфальтовое покрытие под отработанными железнодорожными шпалами имеет значительное повреждение, в нескольких местах видна почва. Поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отходы не укрыты брезентом; не оборудованы навесы). Шпалы и покрышки не уложены в штабели, не закреплены, большое количество отработанных шпал лежит непосредственно на железнодорожных путях. Места временного хранения отработанных шпал не промаркированы.

Указанные факты явились основанием для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечения к ответственности в виде административного штрафа.

Факт совершения и виновность ОАО «РЖД» в инкриминируемом правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: уведомлением о проведении проверки; актом проверки от 04.10.2016 с приложением фотографий; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.10.2016; уведомлением о возбуждении дела об административном правонарушении и сведениями о его принятии за номером 294/Е; уведомлением о вызове для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки от 11.08.2016; инструкцией по обращению с отходами производства и потребления на структурных подразделениях Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения филиала ОАО «РЖД», распоряжением от 21.04.2016 «Об утверждении Положения об организации работы начальника дистанции пути»; Положением об организации работы начальника дистанции пути; объяснением представителя юридического лица ФИО3.

При рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы все представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что в нарушение ст. 25.1 КоАП РФ законный представитель общества не был извещен о месте и времени вынесения постановления о назначении административного наказания; что законный представитель не был извещен о месте и времени проведения проверки; что акт проверки составлен в отсутствие законного представителя, являлись предметом исследования судьи районного суда, в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

Вопреки доводу жалобы вина ОАО «РЖД» в инкриминируемом правонарушении установлена и доказана.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ОАО «РЖД» принимались необходимые, достаточные и исчерпывающие меры к соблюдению требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования при размещении отходов производства. Постоянный контроль над действиями третьих лиц со стороны ОАО «РЖД» отсутствовал.

Обстоятельств, препятствующих ОАО «РЖД» исполнить указанные выше обязанности, не установлено.

Привлечение к административной ответственности главного инженера ПЧ-19 ФИО2 не освобождает от административной ответственности ОАО «РЖД».

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1. КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Довод жалобы об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения со ссылкой на самовольные действия ООО СК «Востокстроймеханизация» и ненадлежащее исполнение ООО «Знак труда» договора по охране, не исключает вины ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, поскольку соблюдение требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды возлагается на собственника промышленной площадки № 2 ст. Токи ПЧ-19.

Вместе с тем, должностным лицом, а впоследствии и судьей районного суда действия ОАО «РЖД» неверно квалифицированы как хранение отходов производства.

Согласно ст. 1 Закона об отходах хранение отходов производства - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации; накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что железнодорожные шпалы и покрышки складировались на промышленной площадке № 2 ст. Токи ОАО «РЖД» более одиннадцати месяцев.

Таким образом, вмененное ОАО «РЖД» несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований допущено при накоплении отходов производства, а не при их хранении. В связи с чем, постановление должностного лица и решение судьи в данной части подлежит изменению.

Однако указанное изменение не является основанием освобождения от административной ответственности, так как несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при накоплении отходов производства также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

ходатайство защитника ОАО «РЖД» ФИО3 удовлетворить, восстановить срок на подачу жалобы на постановление государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю ФИО1 от 24 октября 2016 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю ФИО1 от 24 октября 2016 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» изменить, указав, что ОАО «РЖД» несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований допущено при накоплении отходов производства, а не при их хранении.

В остальной части постановление и судебное решение оставить без изменения, а жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО3 – без удовлетворения.

Судья Хабаровского краевого суда Е.Л. Унтевская