ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-217/20 от 17.12.2020 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 21-217/2020 г.

Судья Долгова С.А.

Р Е Ш Е Н И Е

17 декабря 2020 года г. Липецк

Судья Липецкого областного суда Жукова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 09 ноября 2020 года, которым постановлено:

Постановление первого заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ФИО2 от 27.08.2020г. о привлечении должностного лица ООО «Макарова лавка» ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1, - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, судья

УСТАНОВИЛА:

Постановлением первого заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27.08.2020г. ФИО2 должностное лицо ООО «Макарова лавка» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Октябрьского районного суда г.Липецка от 09 ноября 2020 года постановление первого заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27.08.2020г. оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

ФИО1 обратилась в Липецкий областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление первого заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27.08.2020г. и решение судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 09 ноября 2020 года, ссылаясь на то, что:

отсутствует событие административного правонарушения, поскольку 25 мая 2020 года мероприятия по случаю окончанию образовательного учреждения «Последний звонок» в г.Липецке не проводились;

постановлением администрации Липецкой области от 26.03.2020 N 159 (ред. от 06.05.2020) "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области" с 22 по 31 мая 2020 года включительно запрещено проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий;

согласно ответу Департамента образования администрации г. Липецка от 07.10.2020 г. № 4063-17-01-21 праздник «Последний звонок» общеобразовательных учреждения г. Липецка проводился 30.05.2020 г. в онлайн-формате;

управление потребительского рынка администрации города Липецка не вправе самостоятельно определить дату проведения мероприятий «Последний звонок» и дату запрета розничной продажи алкогольной продукции, отличной от даты проведения мероприятия «Последний звонок», определенной Департаментом образования администрации города Липецка.

Выслушав ФИО1 и ее защитника Чигаеву Э.В., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (абзац 2 пункта 1 статьи 1 данного Федерального закона).

Согласно статье 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 16 вышеуказанного Закона предусматривает особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.

В силу абзаца 2 пункта 9 указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в следующие дни: 25 мая или иной день, в который в поселениях и городских округах проводятся мероприятия по случаю окончания образовательного учреждения - "Последний звонок", Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября, а в случае, если 1 сентября приходится на нерабочий день - в следующий за 1 сентября рабочий день).

Как следует из протокола об административном правонарушении от 19 августа 2020 года и постановления Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27 августа 2020 года, вынесенных в отношении должностного лица ООО «Макарова лавка» ФИО1 по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, ФИО1 вменяется нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области", которое выразилось в том, что 25 мая 2020 года в 11 час. 12 мин. в день мероприятий по случаю окончания образовательного учреждения "Последний звонок" в магазине № 1 по адресу: <адрес> была осуществлена реализация алкогольной продукции - водки «Русский север традиционная», объемом 0,25л., крепостью 40%, по цене 137 руб. в количестве 1 бутылки.

Признавая законным постановление первого заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ФИО2 от 27.08.2020г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, суд исходил из того, что факт реализации алкогольной продукции - водки «Русский север традиционная», объемом 0,25л., крепостью 40%, по цене 137 руб. в количестве 1 бутылки 25 мая 2020 года в 11 час. 12 мин. в нарушение ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области", подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он противоречит установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 этого же Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Поскольку вменяемое ФИО1 нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции выражается в том, что ею осуществлена продажа алкогольной продукции в день 25.05.2020, а именно, в день проводимых в муниципальном образовании город Липецк мероприятий по случаю окончания образовательного учреждения "Последний звонок", в который запрещена розничная продажа алкогольной продукции, то обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного разрешения дела, которое подлежит установлению, является не только факт продажи в этот день алкогольной продукции, но и то, что именно в этот день проводились мероприятия по случаю окончания образовательного учреждения "Последний звонок".

Из содержания пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области", следует, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции связан именно с проведением мероприятий по случаю окончания образовательного учреждения - "Последний звонок». Этот день определен в Законе 25 мая не окончательно, а с оговоркой, если в поселениях и городских округах не будет определен другой день проведения таких мероприятий.

Постановлением администрации Липецкой области от 26.03.2020 N 159 (ред. от 06.05.2020) "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области" С 22 по 31 мая 2020 года включительно запрещено проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, как следует из письма Департамента образования администрации города Липецка, направленного в управление потребительского рынка 21.05.2020, принято решение о проведении праздника «Последний звонок» в общеобразовательных учреждениях города Липецка 30 мая 2020 года в онлайн-формате.

О том, что такой праздник состоялся именно 30 мая 2020 г. в онлайн-формате в материалах дела имеется ответ Департамента образования администрации города Липецка.

Также в материалах дела имеются сведения с сайта Департамента образования и науки Липецкой области о том, что мероприятия по поводу праздника «Последний звонок определены в каждом муниципалитете, и конкретно, а в Липецке запланирован виртуальный последний звонок 30 мая 2020 (л.д.14).

Информация о проведении последнего звонка с использованием онлайн-платформы во всех общеобразовательных учреждения г.Липецка размещена на сайте администрации г.Липецка (л.д.12,13).

Таким образом, указанные выше доказательства свидетельствуют о том, что 25 мая 2020 года мероприятий по случаю окончания образовательного учреждения - "Последний звонок» в общеобразовательных учреждениях города Липецка не проводилось, а следовательно, сама по себе розничная продажа алкогольной продукции ФИО1 25.05.2020 даже при отсутствии уведомления общества о переносе праздника «Последний звонок» в общеобразовательных учреждениях города Липецка на 30 мая 2020 года, не может свидетельствовать о наличии вины ФИО1 во вменяемом ей правонарушении. В действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (ч.1).

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса(ч.3).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом установленных по делу обстоятельств, имеющихся в деле доказательств, а также указанных выше норм права считаю, что постановление первого заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ФИО2 от 27.08.2020г., принятое в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и решение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 09.11.2020, принятое по жалобе на данное постановление, надлежит отменить, а производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 А.В. состава данного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья

РЕШИЛА:

постановление первого заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ФИО2 от 27.08.2020г. и решение судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 09 ноября 2020 года, принятое по жалобе ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 А.В. состава данного административного правонарушения.

Судья(подпись) Н.Н. Жукова

Копия верна Судья

Секретарь