ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-217/2016 от 12.05.2016 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Великанов Е.Г.

№ 21-217/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

12.05.2016

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Зубаревой Е. В. на постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14.01.2016, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 06.04.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Зубаревой Е. В.,

установил:

Постановлением начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14.01.2016 Зубарева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

Решением судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 06.04.2016 постановление оставлено без изменения, жалоба Зубаревой Е.В. - без удовлетворения.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи Зубарева Е.В. не согласна, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Мотивирует тем, что использует земельный участок не под пашню и пропашные культуры, а в целях пчеловодства, что соответствует виду его разрешенного использования в силу Приказа Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540. Требуемые административным органом мероприятия могут нанести вред, поскольку участок подвержен водной эрозии, а для пчеловодства необходима устойчивая дернина.

Заслушав Зубареву Е.В., ее защитника Кузьмину Т.А., поддержавших жалобу, представителя административного органа Редькину И.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20000 до 50000 руб.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.06.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Основанием привлечения Зубаревой Е.В. к административной ответственности послужили выявленные 07.12.2015 в 12 час. 20 мин. в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения от 17.11.2015 -р, те обстоятельства, что Зубарева Е.В., являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пашня, (...) с кадастровым № (...), расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, не выполнила требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, установленные ст.ст. 13, 42 ЗК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.06.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Так, земельный участок зарос сорной многолетней растительностью естественного происхождения по всей площади, признаков обработки почв нет, мероприятия культуртехнического и агротехнического характера не проводятся.

Указанные обстоятельства и вина Зубаревой Е.В. в совершении административного правонарушения подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок, копией кадастрового дела, актом проверки, предписанием об устранении допущенных нарушений земельного законодательства, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении, копией инвентаризационных сведений, договором купли-продажи, иными материалами дела.

Из приведенных доказательств следует, что Зубарева Е.В. приобрела указанный в постановлении земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом угодий - пашня. Вместе с тем, не использовала участок соответствующим образом и не проводила какие-либо агротехнические мероприятия.

При таких обстоятельствах полагаю возможным согласиться с выводом должностного лица и судьи о наличии в действиях Зубаревой Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Поскольку при рассмотрении дела не было установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу правомерно назначено административное наказание в соответствии с минимальной санкцией статьи.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения вынесенных по настоящему делу постановления должностного лица или решения судьи, из материалов дела не следует.

Заявленные в жалобе доводы о том, что Зубарева Е.В. использует земельный участок для пчеловодства, и это соответствует виду его разрешенного использования, заслуживают критической оценки. Так, из сведений кадастрового дела следует, что земельный участок является пашней. Данное обстоятельство было известно Зубаревой Е.В. со времени приобретения участка в собственность, что Зубарева Е.В. не отрицала. При оформлении административного материала Зубарева Е.В. также не оспаривала, что земельный участок является пашней, объясняла неиспользование его выведением под чистый пар и обязалась выполнить предписание административного органа об устранении допущенных нарушений. Объективных доказательств принятия Зубаревой Е.В. каких-либо мер по использованию земельного участка, в том числе, в заявляемых ею целях, в деле не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14.01.2016, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 06.04.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Зубаревой Е. В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов