ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-217/2022 от 08.02.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Ефремова Е.Ю. дело № 21-217/2022

РЕШЕНИЕ

«08» февраля 2022 года г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» на решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 30 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор»,

при секретаре Нестеровой А.А.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением № 6/1639/94Э заместителя ТО №6 ТУ Госадмтехнадзора Московской обл. старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО2 от 17.05.2021 года

ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор», ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес места нахождения: 141207, <...>

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением суда вышеуказанное постановление должностного лица органа административной юрисдикции оставлено без изменения.

На указанное решение суда представителем ФИО1, действующим на основании доверенности в интересах ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор», подана жалоба в Московский областной суд в порядке ст. 30.9КоАП РФ.

В жалобе защитник просит отменить решение суда, считая его незаконным, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав пояснения представителя ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор», изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 23.04.2021 в 07 час. 48 мин. по адресу: <...> у д.7 а выявлен факт нарушения исполнения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно нарушение ст. 13, ст. 13.4, ст. 24.6, ч. 1,2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 3,4,25 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), пп. 2.10, 3.11, 3.12, 4.6, 4.7 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 № 350-РВ «Об утверждении порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении отходов производства и потребления, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. В частности установлено, что 23.04.2021 в 07.48 на контейнерной площадке в близи дома 7а по ул. Родионова г.о. Химки контейнеры для смешанных отходов переполнены твердыми коммунальными отходами, на контейнерной площадке и территории к ней прилегающей имеются навалы твердых коммунальных отходов. Обязанность по своевременному сбору твердых коммунальных отходов из мест накопления отходов, организация раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории г.о. Химки Московской области возложена на ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор», действующего на основании соглашения от 28.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Сергиево-Посадской зоне Регионального оператора.

По данному факту в отношении ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1.9 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 rода N350-PB "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области", юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, находящиеся и (или) осуществляющие любые виды деятельности на территории Московской области, обязаны выполнять требования настоящего 1орядка при накоплении (в том числе раздельном накоплении) ТКО. не осуществлять действия, текущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В пункте 2.10 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 года N350-PB "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области указано, что раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.

Переполнение контейнеров и бункеров не допускается. Накопление ТКО допускается исключительно в контейнеры. Не допускается накопление ТКО на покрытии контейнерной площадки, а также на прилегающей к ней территории (п.п.3.11, 3.12 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 года N350-PB).

Вывоз ТКО из контейнеров должен осуществляться в соответствии с графиком вывода ТКО (п.4.6 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 года N350-PB).

Вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день в соответствии с графиком вывоза ТКО (п. 6.3 Распоряжения Министерства ККХ МО от 26.06.2019 года N350-PB).

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Сергиево-Посадской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28 апреля 2018 года между Министерством экологии и природопользованием Московской области и ООО «Сергиево- ФИО3» последний наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на 10 лет. Городской округ Химки входит в зону деятельности Общества как регионального оператора по обращению с ТКО.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Статья 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает следующие требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ подразумевает, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами). Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В статье 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ указано, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно которым:

"контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

"погрузка твердых коммунальных отходов" - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.

В соответствии с Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 № 350-РВ "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области»:

Раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.

Переполнение контейнеров и бункеров не допускается.

Накопление ТКО допускается исключительно в контейнеры. Не допускается накопление ТКО на покрытии контейнерной площадки, а также на прилегающей к ней территории.

Вывоз ТКО из контейнеров должен осуществляться в соответствии с графиком вывоза ТКО.

Вывоз ТКО региональным оператором должен сопровождаться уборкой мест погрузки ТКО (подбором оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещением их в мусоровоз, а также промывкой и обработкой дезинфицирующими составами мест пролива жидкостей из мусоровоза, в том числе при уплотнении ТКО). Не допускается проливание жидкостей из контейнеров.

Изложенное свидетельствует о том, ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» обязана соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.

Вина ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» в совершении данного правонарушения подтверждается актом осмотра территории от 22.04.2021 года; актом осмотра территории от 23.04.2021 года; актом осмотра территории от 11.05.2021 года; фотоматериалами от 22 и 23 апреля 2021г. на которых видно один и тот же мусор (пакеты,ящики), протоколом об административном правонарушении от 11.05.2021г.; постановлением по делу об административном правонарушении от 17.05.2021г., а также другими доказательствами оцененными судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Постановление суда основано на материалах дела, обоснованно и законно, не противоречит положениям КоАП РФ.

Сроки давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст.4.5 КоАП РФ.

Наказание юридическому лицу назначено по общим правилам его назначения, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, находится в рамках санкции статьи.

Доводы жалобы направлены на иную субъективную оценку исследованных в городском суде доказательств, не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, и сводятся к переоценке доказательств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению, как необоснованные.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, не установлено, оснований для отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7,30.9, ч.1 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 30 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья М.В.Мертехин